Слайд 1Щерблюк Е.В.
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.
Электронное методическое
пособие по русскому языку.
САТКА 2008
Слайд 2 Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.
ВВЕДЕНИЕ.
В данное электронное
методическое пособие включены материалы по основным разделам школьного курса русского
языка. Пособием могут пользоваться учащиеся 5-11 классов, так как подготовка к ЕГЭ должна начинаться в основной школе. Методическое пособие незаменим о для учителей, готовящих школьников к ЕГЭ, потому что содержит материалы по всему курсу русского языка основной и средней (полной) школы.
Методическое пособие «Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ» позволит повторить тот теоретический материал по предмету, который изучается в школе и который включается в экзаменационную работу по русскому языку.
Структура электронного методического пособия – это построение по разделам, традиционно изучаемым в школе(фонетика, лексика, фразеология, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография). Также в пособии дан анализ наиболее распространённых ошибок, допускаемых школьниками в устной и письменной речи.
При подготовке электронного методического пособия была использована следующая литература:
1. Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьёва Т.В. «Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста». – Челябинск: Взгляд, 2004.
2. Денисова М.А., Лагутина Е.В., Василенко М.В. «Русский язык в таблицах 5-9 класс».- М. «Издат – школа 2000.
Слайд 3Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.
Разделы:
1.Фонетика.
2.Орфоэпия.
3.Морфемика.
4.Словообразование. 5.Лексикология. Фразеология.
6.Морфология. 7.Синтаксис.Пунктуация.
Слайд 41.Фонетика- раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
Транскрипция- специальная
фонетическая запись, чтобы точно передать звучание слова.
В русском языке 6
гласных звуков (а, о, у, э, и, ы). И 10 гласных букв: а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я.
В русском языке 36 согласных звуков, и большинство из них образуют пары по глухости –звонкости и твёрдости- мягкости.
Парные звонкие согласные в русском языке оглушаются на конце слова и перед глухими согласными. Парные глухие перед звонкими озвончаются. Не все согласные образуют пары.
Непарные согласные: только глухие согласные: (х, ц, ч, щ);
только звонкие согласные: (й, л, м, н, р); только твёрдые согласные: (ж, ш, ц); только мягкие согласные: (й, ч, щ).
Слова делятся на слоги. Один из слогов выделяется наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударением.
Слайд 5Ударение в русском языке называется силовым. Оно может падать на
любой слог и называется разноместным (свободным). А так как может
передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой называется подвижным.
Ударение в русском языке выполняет смыслоразличительную роль, то есть позволяет различать: / /
Омографы (слова, которые пишутся одинаково): замок –замок.
Омоформы (слова, которые одинаково пишутся и совпадают в одной или нескольких формах, но различаются в других формах. Они принадлежат к разным частям речи): простой (перерыв)- существительное, простой- прилагательное.
Омофоны (слова одинаковые по звучанию, но разные по написанию ): в лесу встретил лису.
При проведении фонетического разбора слова нужно помнить, что анализируется не буквенный, а звуковой его состав.
Слайд 72.Орфоэпия –наука, которая изучает произносительные нормы.
3.Морфемика- раздел лингвистики, который изучает
морфемы.
Морфема- значимая часть слова.
Корень- от него зависит лексическое значение слова.
Приставка-
служит для образования новых слов, называется словообразующей морфемой.
Суффикс- служит для образования новых слов, называется словообразующей морфемой.
Окончание- это морфема, с помощью которой образуются не новые слова, а разные формы одного и того же слова. При этом лексическое значение слова не меняется: завод(ед.ч.,им.п.)- заводом(ед.ч.,тв.п.).
Окончание- это формообразующая морфема.
Формы слов отличаются окончаниями, которые передают разные грамматические значения: число, падеж, род, время, лицо.
Слайд 8Морфемный разбор- это выделение в слове значимых частей.
4.Словообразование- это раздел
науки о языке, изучающий законы образования слов в русском языке.
1)Приставочный:
за +облачный = заоблачный.
2)Суффиксальный: придираться + чив = придирчивый.
3)Приставочно –суффиксальный: без + билет + н + ый = безбилетный.
4)Бессуффиксный: выходить = выход.
5)Сложение без соединительной гласной: спортивная + база = спортбаза.
6)Сложение с соединительной гласной: мороз + о + стойкий = морозостойкий.
7)Сложение с одновременным присоединением суффикса: новый + о + год + н + ий = новогодний.
8)Сокращённые части слов: органическое + стекло = оргстекло.
Слайд 99)Сложносокращённые слова: Российская Федерация = РФ.
Образование сложносокращённых слов называется аббревиацией,
а
слова – аббревиатурами.
Словообразовательная пара- это два однокоренных слова, одно из
которых непосредственно образовано от другого: написание от написать.
Словообразовательная цепочка- это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга: грамота- грамотный- неграмотный.
5.Лексикология.Фразеология.
Слово является основной единицей языка. Большинство слов имеет лексическое значение- главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим (пишем) или слышим слово: прозрачный- пропускающий через себя свет.
Слайд 10Однозначные слова- слова с одним лексическим значением.
Многозначные слова- слова с
двумя и более лексическими значениями.
Прямое значение- это основное значение слова:
золотые серьги.
Переносное значение –это вторичное, не основное значение, которое возникло на основе прямого: золотые руки.
На основе переносного значения слов создаются специальные средства художественной изобразительности: сравнение, метафора, олицетворение, эпитет и др.
Сравнение- один предмет сравнивается с другим: Луна, как фонарь; туман, словно молоко.
Метафора- скрытое сравнение: Костёр рябины (рябина, как костёр), сыплет черёмуха снегом (черёмуха, как снег).
Слайд 11Олицетворение- свойства человека переносятся на животных, неодушевлённые предметы: Отговорила роща;
журавли не жалеют; молчит лес.
Эпитет- образное использование прилагательных: Тёмная судьба.
Общеупотребительная
лексика- слово употребляется свободно, неограниченно.
Лексика ограниченного употребления- слова, известные не всем говорящим.
Омонимы-слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению: балка (брус) – балка (овраг).
Синонимы- это слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению: смелый- мужественный.
Слайд 12Лексические синонимы- это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие
одно и то же понятие, но в то же время
различающиеся оттенками значения.
Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик -лицо-физиономия-мордашка.
Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу – приступить к работе.
Антонимы – противоположные по значению слова.
Паронимы – слова, сходные по своему звучанию или морфологической структуре, но совершенно различные по смыслу: передний – передовой.
Диалектные слова – необщеупотребительные слова, используемые в определённой местности: гутарить (говорить).
Слайд 13Профессиональная и терминологическая лексика – это слова, употребляемые в определённой
сфере деятельности людей.
Медицина: скальпель, инъекция, шприц, наркоз, реанимация.
Устаревшие слова –
слова, вышедшие из употребления: сей(этот), выя(шея).
Историзмы –слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали: боярин, стрельцы.
Архаизмы –слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия: ланиты – щёки, одр – постель.
Исконно русские слова – слова, которые исконно существуют в русском языке с древних времён или появились в результате словообразования: мать, вода, книжонка, одолеть.
Заимствованные слова- слова, пришедшие в русский язык из других языков: баня, математика, школа, утюг, пальто.
Слайд 14Жаргонизмы –слова, которые относятся к лексике ограниченного употребления(той или иной
социальной группы людей): баранка-руль (водитель).
Неологизмы – новые слова: интернет.
Фразеологизмы –устойчивые
сочетания слов, используемые для названия отдельных предметов: скрепя сердце.
Средства художественной выразительности:
Гипербола – изобразительный приём, построенный на количественном усилении признаков предмета, явления, действия(художественное преувеличение): «…Пройдёт – словно солнцем осветит!..»
Антитеза – это приём контраста, противопоставления явлений и понятий: «…Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней…»
Оксюморон, или оксиморон – сочетание противоположных по значению слов: «…И невозможное возможно, дорога долгая легка»…
Слайд 15Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того
же слова : «…Не напрасно дули ветры, не напрасно шла
гроза…»
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: «…Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слёзы лил, но ты не снизошла…»
Ошибки в употреблении слов:
1.Неразличение слов-паронимов: На этом предприятии существуют выборочные(вместо выборные)должности.
2.Неправильное использование синонимов: Пора подвести результаты(вместо итоги)встречи.
3.Наличие в тексте плеоназмов. Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов: автобиография жизни.
4.Тавтология(неоправданный повтор слов): Продолжительность процесса переработки продолжается несколько часов.
Слайд 165.Многословие, или речевая избыточность- деятельность по внедрению, работа по выполнению,
мероприятие по реализации.
6.Нарушение лексической сочетаемости слова – иметь роль(играть роль).
7.Употребление
слова без учёта его стилистической принадлежности. Стилистическая окраска слова – это дополнительная к лексическому значению слова, словосочетания или предложения информация о сфере их употребления (официальная -неофициальная), об отнесённости языковой единицы к стилю литературного языка (официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, язык художественной литературы), о принадлежности ко временному ряду(устаревшее- новое) и к экспрессивному разряду(высокое- сниженное; литературное –нелитературное) языковых средств.
Слайд 176.Морфология – изучает слово как часть речи, особенности образования его
форм, способы выражения грамматических категорий(род, время и др.).
Части речи –
лексико –грамматические классы слов, в которые слова объединяются на основе признаков.
Самостоятельные(знаменательные) части речи(имена сущ-ые, имена прилаг-ые, имена числит-ые, местоимения, глаголы, наречия, причастия, деепричастия) изменяются(кроме наречия и деепричастия); являются членами предложения; могут обозначать предмет, признак, действие и т. д.
Служебные части речи не являются членами предложения, а служат для связи слов или предложений, выражают оттенки значений(союз, предлог, частица).
В особую группу выделяются междометия и звукоподражательные слова (ай! ку- ку)
Слайд 18Имя существительное – сам-ая часть речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? что?
Морфологические признаки: род, число, падеж, склонение.
Синтаксические
признаки: может быть любым членом предложения.
Одушевлённые: кукла, леший, мертвец, птица, дядя.
Неодушевлённые: народ, толпа, детвора, молодёжь, рота, луг.
Мужской род: маэстро, конферансье, кофе, тюль.
Женский род: леди, авеню.
Средний род: пальто, озеро.
Слайд 19Окончание –и пишется:
1) в 1 скл. Род.п.: из песни;
2)в 3скл.
Род., Дат. и Пред.п.: от зависти, в жизни;
3) в сущ-
ых Пред.п. ед.ч., если окончанию предшествует буква и: в санатории, об армии;
4)в сущ-ых на –мя в дат. и пред.п.: к пламени, о пламени.
Орфограммы.
Не с именами существительными.
Слайд 20Буквы и, у, а после шипящих.
жи-, ши- с –и- :
жизнь
чу-, щу- с –у- : чудо
ча-, ща- с –а- : площадь.
1. Раздельное написание предлогов с другими словами.
над землёй (земля)
но: надписать, списать
2. Употребление ь на конце существительных после шипящих.
рожь (ж.р.)
карандаш (м.р.)
много туч (мн.ч.)
3.Употребление и неупотребление ь для обозначения мягкости согласных.
сельдь
возьму
но: мощный
хищник
закончить
Слайд 21Правила корня.
1.Безударные гласные
полоскать - лоск
а, и, я, о, е. поласкать – ласка
2.Парные согласные ловкость - ловок
б, в, г, д, ж, з, п, ф, к, т, ш, с. косьба – косить
3.Непроизносимые согласные участник - участие
л, д, т, в. солнце – солнышко.
Слайд 22Буквы о и а
в безударном корне -лаг- - -лож-
Слайд 23Буквы о и а в корне –кос- - -кас-.
Слайд 24Буквы о и а в корне – гор- - -гар-.
Слайд 25Правописание корней
-зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор-,
-плов- - -плав-.
Слайд 26Правописание гласных в корнях с чередованием
а(я) – им, а(я) –
ин.
Им, ин пишутся, если далее стоит суффикс –а-: заклинать, занимательный,
поднимать.
Буквы Е и И
в корнях
с чередованием.
Слайд 27Буквы о и а
в безударном корне
-раст- - -рос- - -ращ-
Слайд 28Буквы ё – о
в корне слова после шипящих
Слайд 29Гласные в приставках пре- и при-.
Слайд 30Приставки на з- и с-
(без-, воз-(вз-), из-, низ-, раз-, чрез-
(через-)).
Слайд 31Буквы Ы-И после приставок.
После приставок на согласные, кроме приставок СВЕРХ-
и МЕЖ-, пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих
приставок начинаются со звука /И/:
Безынтересный (интересный). Подыскать (искать).
Сверхинтересный (после СВЕРХ-).
Межинститутский (после МЕЖ-).
ПРИМЕЧАНИЕ: после приставок КОНТР-, ПОСТ-, ДЕЗ-,
заимствованных из других языков, в корне пишется буква И:
Контригра, дезинфекция.
Слайд 33Правописание гласных в суффиксах –ек- --- -ик-.
Слайд 35Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- .
Слайд 36Разделительные ь и ъ.
ъ пишется после приставки перед гласными: ё,
е, я, ю.
ь пишется в остальных случаях .
Имя прилагательное –
сам –ая часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
По значению и форме различают разряды прилагательных:
1.Качественные (молодой человек)
2.Относительные (гранитный монумент)
3.Притяжательные (лисья нора).
1.Качественные обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику по внешнему виду, весу, величине и т. п. Имеют суффиксы –ист-, -оват-, -еньк- и другие. Образуют краткую форму и степени сравнения. Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не. Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.
Слайд 372.Относительные обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение
к другому предмету. Имеют суффиксы –ан-, -ян-, -ск-, -ов- и
другие.
Не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения. Не образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-. Не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другие.
3.Притяжательные обозначают принадлежность чего –либо лицу или животному. Имеют суффиксы –ов(-ев), -ин(-ын), -ий. Не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения. Не образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-. Не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими.
Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, то есть ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.
Слайд 38Степени сравнения имён прилагательных.
Сравнительная
Превосходная
(проявление признака в большей степени, (предмет превосходит остальные предметы
чем в другом) по какому-либо признаку)
1. Простая 1.Простая
нач.ф.+-ее (-ей) нач.ф. + -ейш- (-айш-)
спокойный +-ее- спокойнее спокойный +-ейш спокойнейший
нач.ф. +-е (чередование согл.)
громкий + -е –громче
нач.ф. - -к-(-ок-, -ёк-)+-е, -ше
тонкий - -к- + -ше – тоньше
2. Составная 2. Составная
более или менее +нач.ф. Самый (наиболее) + нач.ф.
более широкий самый широкий
Слайд 39Буквы о - е после шипящих и ц
в суффиксах и
окончаниях
существительных и прилагательных.
Слайд 41-н-, -нн- в суффиксах имён прилагательных.
Слайд 43Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Слайд 44Безударные окончания имён прилагательных проверяй по вопросу.
Правописание кратких прилагательных с
основой на шипящую:
Кофе (каков?) горяч (горячий)- ь не пишется.
Имя числительное-
сам -ая часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счёте и отвечающая на вопросы сколько?; который?.
Количественные- отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов или числа. Они могут называть:
1)целые числа (шесть падежей);
2)дробные числа (две третьих участка);
3)количество от двух до десяти предметов как единое целое (семеро смелых)- это собирательные числительные.
Слайд 45Собирательные числительные не сочетаются:
1) с существительными, обозначающими лиц женского пола;
2)
с сущ- ыми, обозначающими названия животных, в том числе молодых.
Собирательные
числительные употребляются:
1) с сущ- ыми, мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей;
2) с сущ –ыми, имеющими формы только множественного числа: четверо суток;
3) с сущ –ыми ребята, дети, люди;
4) с личными местоимениями: мы, вы, они: нас трое.
Порядковые числительные отвечают на вопрос который? и имеют счётно –порядковое значение (первый).
По строению количественные и порядковые числительные могут быть:
Слайд 461)простыми, то есть слова с одним корнем(пять);
2)сложными, то есть словами
со сложной основой из двух и более корней (пятьдесят);
3)составными, то
есть состоящими из двух и более слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным (двадцать три).
Количественные имена числительные изменяются по падежам, а порядковые (как и имена прилагательные) – по родам, числам и падежам.
В предложении количественные числительные могут быть любым членом.
Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения (После шестого урока состоится классный час).
Слайд 47Мягкий знак на конце и в середине числительных.
Слайд 48Склонение количественных числительных.
Слайд 49Склонение числительных.
От 50 до 80, от 500 до 900,
200, 300, 400 –
склоняются обе части.
И.п. пятьдесят триста
Р.п. пятидесяти трёхсот
Д.п. пятидесяти трёмстам
В.п. пятьдесят триста
Т.п. пятьюдесятью тремястами
П.п. о пятидесяти о трёхстах
Слайд 50Склонение числительных.
При склонении изменяются обе части: числитель как целое число,
знаменатель как
прилагательное во мн.ч.:
И.п. две седьмых
Р.п. двух седьмых
Д.п. двум седьмым
В.п. две седьмых
Т.п. двумя седьмыми
П.п. о двух седьмых
Простые порядковые числительные склоняются как прилагательные:
Р.п. седьмого (красного) какого?
Т.п. седьмым (красным) каким?
П.п. о седьмом (о красном) о каком?
Слайд 51Склонение собирательных числительных оба, обе.
Слайд 53Местоимение –самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и
количества, но не называет их. Изменяются по падежам, некоторые по
родам и числам. В предложении бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
По значению и грамматическим
особенностям местоимения бывают:
Слайд 54Неопределённые местоимения с кое-, -то, -либо, -нибудь
пишутся через дефис:
кое-кто,
чем-то, кем-либо, чем-нибудь.
Ни-, не-
в отрицательных
местоимениях.
Слайд 55Ни-, не-
в отрицательных местоимениях.
Слайд 56Глагол –самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на
вопросы
что делать? что сделать?
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Изменяются
по временам, в настоящем и будущем времени по лицам и числам, а в прошедшем времени –по числам и родам. В предложении бывают сказуемым.
Переходные глаголы сочетаются с именем существительным, именем числительным, местоимением в В.п. без предлога:
строить (что?) дом
встречать (кого?) его;
существительное или местоимение может стоять в Р.п.:
1) при отрицании;
2) при указании на часть предмета:
не выпить (чего?) молока, налить (чего?) воды.
Слайд 57Непереходные глаголы – остальные:
строить (где?) в лесу,
вылить (куда?) в кастрюлю.
Наклонение
глагола.
Слайд 59Ь всегда пишется на конце глагола в повелительном наклонении
после
мягких согласных и шипящих
нарежь – нарежьте
избавь – избавься
ИСКЛЮЧЕНИЕ: ляг
- лягте
Гласные в безударных суффиксах глаголов
–ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).
Слайд 60Разноспрягаемые глаголы – хотеть (в ед.ч. по 1 спр., во
мн.ч. по 2 спр.), бежать
( по 2спр., но во мн.ч.
3л. по 1 спр.), есть, дать, желать, стремиться, жаждать.
Безличные глаголы – действие происходит само по себе, без действующего лица (предмета).
Безличные глаголы употребляются только:
А) в изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого времени:
Форму 3-го лица ед.ч. ( Н.в. Или Б.в.) и форму среднего рода ед.ч. (П.в.):
темнеет
будет темнеть
стемнело
Б) в условном наклонении в одной форме:
стемнело бы
В) в неопределённой форме:
темнеть
Слайд 61Причастие как особая форма глагола
какой? какая? какое?
Слайд 62Причастный оборот = причастие + зависимые слова
Дети смотрели на снежинки,
/кружившиеся в воздухе/.
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то
он выделяется
на письме запятыми.
Действительные и страдательные причастия.
Мальчик, построивший дом
\действительное причастие –обозначает признак предмета, который сам производит действие
Домик, построенный мальчиком
\страдательное причастие- обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета (в данном случае –со стороны человека)
Слайд 63Краткие страдательные причастия:
1.изменяются по числам
2.в ед.ч. изменяются по родам
3.пишется одна
–н- в суффиксах
4.в предложении являются сказуемыми.
Слайд 65Две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и
прилагательных, образованных от глаголов.
Слайд 66Деепричастие как особая форма глагола.
Слайд 67Не с деепричастиями.
СЛИТНО- если без не не употребляется: ненавидя, негодуя
РАЗДЕЛЬНО
–в остальных случаях: не разговаривая
Деепричастный оборот
деепричастие + зависимые слова
Слава вошёл в комнату, закрыв за собой дверь.
Звонко чирикая, воробьи купались в луже.
Слайд 68Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Слайд 69Наречие- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, не изменяется,
в предложении бывает обстоятельством.
Смысловые группы наречий.
Слайд 70Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных
наречий.
Под ударением НЕ-: некуда.
Без ударения НИ-: никуда.
Степени
сравнения
наречий.
Слайд 71Н и НН в наречиях на –О и –Е.
Н:
радостный-радостно.
НН: уверенный-уверенно.
Не с наречиями
на –О и –Е.
Слайд 72Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
Под ударением
–О: горячо.
Без ударения –Е: волнующе.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: ещё.
Буквы О и А на
конце наречий с приставками из-, до-, с-.
Слайд 73Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
После Ш и Ч
пишется ь: сплошь, навзничь.
После Ж пишется ь только в слове
настежь.
УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ.
Дефис
между
частями
слова
в наречиях.
Слайд 74Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов
от других в словосочетании и предложении. Предлоги бывают простые и
составные, производные и непроизводные.
Простые предлоги состоят из одного слова(до, перед, кругом), а составные – из двух и более слов (в течение, в силу, несмотря на).
Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивают при этом своё лексическое значение и морфологические признаки (ходит вокруг дома).
К непроизводным относятся предлоги, не образованные из самостоятельных частей речи (без, пред, через).
Предлоги бывают однозначными (около дома) и многозначными (взять под контроль). Многозначные могут употребляться с несколькими падежами (прийти под вечер, банка под варенье).
Слайд 75Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Слайд 76Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые
предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы
бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.
Слайд 77Простые( состоят из одного слова) и составные
( состоят из двух
и более слов) союзы.
Или, да, чтобы, словно, если, лишь, пока.
Оттого
что, как будто, так как, ввиду того что.
Слитное
написание
союзов :
также,
тоже,
чтобы,
зато.
Слайд 78Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения
в предложение или служит для образования форм слова.
Частицы бы, ли,
же пишутся раздельно!
Частицы –ка, -то, -таки пишутся через дефис!
Разряды частиц:
1. Формообразующие: бы, б, да, давай, давайте, пусть, пускай
2. Модальные: ли, разве, неужели, что за, как, вот, вон, вряд ли, едва ли, именно, как раз.
3. Отрицательные: не, ни.
Группы модальных частиц по значению
1. Вопрос: ли, разве, неужели
2. Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти
3. Сомнение: вряд ли, едва ли
4.Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то
5. Восклицание: что за, как
6. Указание: вот, а вот, вон, а вон
7. Смягчение требования: -ка
8. Уточнение: именно, как раз
Слайд 79Значение отрицательной частицы НЕ
Слайд 80Значение отрицательной частицы НИ.
Слайд 82Словосочетание – два или несколько самостоятельных слова, объединённых по смыслу
и грамматически.
ГЛАВНОЕ СЛОВО + ЗАВИСИМОЕ СЛОВО
/ *
ИСКРЯЩИЙСЯ СНЕГ
Слайд 86Порядок слов в предложении:
1. прямой(подлежащее предшествует сказуемому): Ключ бьёт из
расселины берега.
2. обратный (инверсия) (сказуемое предшествует подлежащему): Просторны синие дали.
Виды
сказуемого.
Слайд 87Способы выражения именной части.
Слайд 88Тире между подлежащим и сказуемым.
Слайд 89Тире между подлежащим и сказуемым.
Слайд 90Второстепенные члены предложения.
Слайд 91Основные группы односоставных предложений.
Слайд 92Особенности однородных членов предложения.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие
друзья.
Слайд 93Запятая между однородными членами предложения.
Слайд 94Знаки препинания при однородных членах предложения
с обобщающим словом.
Слайд 95Приложение – это определение, выраженное существительным,
согласованным с определённым словом
в падеже.
Слайд 97Обособление приложения с союзом КАК.
Слайд 98Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к
кому обращена речь.
Слайд 99Знаки препинания при обращении.
В предложении выделяется запятыми:
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Слайд 100Знаки препинания в предложениях с обособленными
членами предложения
(определениями и приложениями)
Слайд 101Обособление обстоятельств, выраженных
деепричастными оборотами.
Слайд 102Знаки препинания при уточняющих
членах предложения.
Слайд 104Прямая речь (П.п.) и слова автора (А.а.).
Слайд 108Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными.
Слайд 114Средства связи предложений в тексте.
Лексические средства.
Слайд 117Нормы словоупотребления- основаны на знании лексического значения и лексической сочетаемости
слова с другими словами в предложении.
Слайд 120Синтаксические нормы.
1. Нормы согласования.
Количественно – именное подлежащее + сказуемое(ед.ч., мн.ч.):
-
активность действия: Три человека вышли из подъезда. Большинство учащихся работали
летом.
- пассивность действия: В сенях сидело три мужика.
- предметы, животные: На столе стоит три подсвечника. Прилетело два голубя.
- собират сущ.: Молодёжь трудится.
- много, мало, лишь, немного, только: Много машин проехало.
- кто(никто, кто-то): никто, даже специалисты, не мог поставить диагноз.
- … один + сущ.: В выступлениях участвовал 21 человек.
- приложение: Чудесный цветок роза выращен в теплице.
Слайд 1212. Нормы управления.
Важно правильно выбирать падеж и предлог:
благодаря, вопреки, согласно
+ Д.п.
по (=после) + П.п.:
оплачивать проезд, уделять внимание чему-то, описывать
что-то, преимущества перед кем - то, заведующая библиотекой, открыли огонь по нему, по нас, скучать, тосковать по отцу, детям, по окончании спектакля, по прибытии поезда.
следует избегать двусмысленности:
Преподавателю приходилось многое объяснять.? Письмо принесли дочери.?
Слайд 1223. Сочетание однородных членов.
Ошибки в построении предложений с однородными членами
:
- соединение неоднородных понятий : изучать математику и сорта грибов
-
нарушение лексической сочетаемости : окружили вниманием и помощью
- смешение родовых о видовых понятий : цветы и розы, яблоки, груши и фрукты
- объединение разных частей речи : научился французскому языку и драться на дуэли
- смешение рядов однородных членов : он добивался отпуска без содержания и путёвки
- случайные сочетания в парах однородных членов : в книгах и лекциях, докладах и журналах
- нарушение управления падежными формами при однородных членах : смотрит и увлекается только сериалами; разводил и ухаживал за кроликами
- соединение синтаксически неоднородных конструкций : В книге описывается происхождение религии и как она развивалась. Читаю книгу, талантливо написанную и которую многие хвалят.
Слайд 1234.Построение предложений с причастным оборотом:
ошибки:
- нарушение порядка слов :
прочитанная лекция для студентов
- нарушение согласования п/о с главным словом
: Базарову и людям этого типа, прошедшего школу жизни….
5. Построение предложений с деепричастным оборотом:
основное действие(глагол) и добавочное действие(деепричастие) всегда совершаются одним лицом:
Прочитав рассказ, я почувствовал…
НЕЛЬЗЯ:
Прочитав рассказ, у меня возникло чувство…
Прочитав рассказ, мне взгрустнулось…
Сдав экзамены, я был принят в вуз…
Слайд 124ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. «Единый государственный экзамен». В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В. Соловьёва. Челябинск
2008 «Взгляд».
2. Учебник «Русский язык». 5, 6, 7, 8,9 классы.
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие.
3. Денисова М.А., Лагутина Е.В., Василенко М.В. «Русский язык в таблицах 5-9 класс».- М. «Издат – школа 2000.
Слайд 125 Уважаемые коллеги прошу вас дать отзывы о созданном мною
электронном пособии.
Ваше мнение прошу присылать на мой электронный адрес:
kvart9 mail.@ru