Разделы презентаций


Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ

Содержание

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.ВВЕДЕНИЕ.В данное электронное методическое пособие включены материалы по основным разделам школьного курса русского языка. Пособием могут пользоваться учащиеся 5-11 классов, так как подготовка к

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Щерблюк Е.В.

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.

Электронное методическое

пособие по русскому языку.



САТКА 2008
Щерблюк Е.В.Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.

Слайд 2 Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.
ВВЕДЕНИЕ.
В данное электронное

методическое пособие включены материалы по основным разделам школьного курса русского

языка. Пособием могут пользоваться учащиеся 5-11 классов, так как подготовка к ЕГЭ должна начинаться в основной школе. Методическое пособие незаменим о для учителей, готовящих школьников к ЕГЭ, потому что содержит материалы по всему курсу русского языка основной и средней (полной) школы.
Методическое пособие «Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ» позволит повторить тот теоретический материал по предмету, который изучается в школе и который включается в экзаменационную работу по русскому языку.
Структура электронного методического пособия – это построение по разделам, традиционно изучаемым в школе(фонетика, лексика, фразеология, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография). Также в пособии дан анализ наиболее распространённых ошибок, допускаемых школьниками в устной и письменной речи.
При подготовке электронного методического пособия была использована следующая литература:
1. Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьёва Т.В. «Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста». – Челябинск: Взгляд, 2004.
2. Денисова М.А., Лагутина Е.В., Василенко М.В. «Русский язык в таблицах 5-9 класс».- М. «Издат – школа 2000.
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.ВВЕДЕНИЕ.В данное электронное методическое пособие включены материалы по основным разделам

Слайд 3Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.
Разделы:
1.Фонетика.
2.Орфоэпия.

3.Морфемика.
4.Словообразование. 5.Лексикология. Фразеология.
6.Морфология. 7.Синтаксис.Пунктуация.
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.Разделы:1.Фонетика.2.Орфоэпия.

Слайд 41.Фонетика- раздел науки о языке, который изучает звуки речи. Транскрипция- специальная

фонетическая запись, чтобы точно передать звучание слова.
В русском языке 6

гласных звуков (а, о, у, э, и, ы). И 10 гласных букв: а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я.
В русском языке 36 согласных звуков, и большинство из них образуют пары по глухости –звонкости и твёрдости- мягкости.
Парные звонкие согласные в русском языке оглушаются на конце слова и перед глухими согласными. Парные глухие перед звонкими озвончаются. Не все согласные образуют пары.
Непарные согласные: только глухие согласные: (х, ц, ч, щ);
только звонкие согласные: (й, л, м, н, р); только твёрдые согласные: (ж, ш, ц); только мягкие согласные: (й, ч, щ).
Слова делятся на слоги. Один из слогов выделяется наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударением.

1.Фонетика- раздел науки о языке, который изучает звуки речи. Транскрипция- специальная фонетическая запись, чтобы точно передать звучание

Слайд 5Ударение в русском языке называется силовым. Оно может падать на

любой слог и называется разноместным (свободным). А так как может

передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой называется подвижным.

Ударение в русском языке выполняет смыслоразличительную роль, то есть позволяет различать: / /
Омографы (слова, которые пишутся одинаково): замок –замок.
Омоформы (слова, которые одинаково пишутся и совпадают в одной или нескольких формах, но различаются в других формах. Они принадлежат к разным частям речи): простой (перерыв)- существительное, простой- прилагательное.
Омофоны (слова одинаковые по звучанию, но разные по написанию ): в лесу встретил лису.
При проведении фонетического разбора слова нужно помнить, что анализируется не буквенный, а звуковой его состав.

Ударение в русском языке называется силовым. Оно может падать на любой слог и называется разноместным (свободным). А

Слайд 6Нормы ударения.

Нормы ударения.

Слайд 72.Орфоэпия –наука, которая изучает произносительные нормы. 3.Морфемика- раздел лингвистики, который изучает

морфемы. Морфема- значимая часть слова.
Корень- от него зависит лексическое значение слова.
Приставка-

служит для образования новых слов, называется словообразующей морфемой.
Суффикс- служит для образования новых слов, называется словообразующей морфемой.
Окончание- это морфема, с помощью которой образуются не новые слова, а разные формы одного и того же слова. При этом лексическое значение слова не меняется: завод(ед.ч.,им.п.)- заводом(ед.ч.,тв.п.).
Окончание- это формообразующая морфема.
Формы слов отличаются окончаниями, которые передают разные грамматические значения: число, падеж, род, время, лицо.
2.Орфоэпия –наука, которая изучает произносительные нормы. 3.Морфемика- раздел лингвистики, который изучает морфемы. Морфема- значимая часть слова.Корень- от

Слайд 8Морфемный разбор- это выделение в слове значимых частей. 4.Словообразование- это раздел

науки о языке, изучающий законы образования слов в русском языке.
1)Приставочный:

за +облачный = заоблачный.
2)Суффиксальный: придираться + чив = придирчивый.
3)Приставочно –суффиксальный: без + билет + н + ый = безбилетный.
4)Бессуффиксный: выходить = выход.
5)Сложение без соединительной гласной: спортивная + база = спортбаза.
6)Сложение с соединительной гласной: мороз + о + стойкий = морозостойкий.
7)Сложение с одновременным присоединением суффикса: новый + о + год + н + ий = новогодний.
8)Сокращённые части слов: органическое + стекло = оргстекло.
Морфемный разбор- это выделение в слове значимых частей. 4.Словообразование- это раздел науки о языке, изучающий законы образования

Слайд 99)Сложносокращённые слова: Российская Федерация = РФ. Образование сложносокращённых слов называется аббревиацией, а

слова – аббревиатурами.
Словообразовательная пара- это два однокоренных слова, одно из

которых непосредственно образовано от другого: написание от написать.
Словообразовательная цепочка- это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга: грамота- грамотный- неграмотный.
5.Лексикология.Фразеология.
Слово является основной единицей языка. Большинство слов имеет лексическое значение- главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим (пишем) или слышим слово: прозрачный- пропускающий через себя свет.



9)Сложносокращённые слова: Российская Федерация = РФ. Образование сложносокращённых слов называется аббревиацией, а слова – аббревиатурами.Словообразовательная пара- это

Слайд 10Однозначные слова- слова с одним лексическим значением. Многозначные слова- слова с

двумя и более лексическими значениями.
Прямое значение- это основное значение слова:

золотые серьги.
Переносное значение –это вторичное, не основное значение, которое возникло на основе прямого: золотые руки.
На основе переносного значения слов создаются специальные средства художественной изобразительности: сравнение, метафора, олицетворение, эпитет и др.
Сравнение- один предмет сравнивается с другим: Луна, как фонарь; туман, словно молоко.
Метафора- скрытое сравнение: Костёр рябины (рябина, как костёр), сыплет черёмуха снегом (черёмуха, как снег).



Однозначные слова- слова с одним лексическим значением. Многозначные слова- слова с двумя и более лексическими значениями.Прямое значение-

Слайд 11Олицетворение- свойства человека переносятся на животных, неодушевлённые предметы: Отговорила роща;

журавли не жалеют; молчит лес.
Эпитет- образное использование прилагательных: Тёмная судьба.
Общеупотребительная

лексика- слово употребляется свободно, неограниченно.
Лексика ограниченного употребления- слова, известные не всем говорящим.
Омонимы-слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению: балка (брус) – балка (овраг).
Синонимы- это слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению: смелый- мужественный.



Олицетворение- свойства человека переносятся на животных, неодушевлённые предметы: Отговорила роща; журавли не жалеют; молчит лес.Эпитет- образное использование

Слайд 12Лексические синонимы- это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие

одно и то же понятие, но в то же время

различающиеся оттенками значения.

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик -лицо-физиономия-мордашка.
Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу – приступить к работе.
Антонимы – противоположные по значению слова.
Паронимы – слова, сходные по своему звучанию или морфологической структуре, но совершенно различные по смыслу: передний – передовой.
Диалектные слова – необщеупотребительные слова, используемые в определённой местности: гутарить (говорить).

Лексические синонимы- это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в

Слайд 13Профессиональная и терминологическая лексика – это слова, употребляемые в определённой

сфере деятельности людей. Медицина: скальпель, инъекция, шприц, наркоз, реанимация.
Устаревшие слова –

слова, вышедшие из употребления: сей(этот), выя(шея).
Историзмы –слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали: боярин, стрельцы.
Архаизмы –слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия: ланиты – щёки, одр – постель.
Исконно русские слова – слова, которые исконно существуют в русском языке с древних времён или появились в результате словообразования: мать, вода, книжонка, одолеть.
Заимствованные слова- слова, пришедшие в русский язык из других языков: баня, математика, школа, утюг, пальто.
Профессиональная и терминологическая лексика – это слова, употребляемые в определённой сфере деятельности людей. Медицина: скальпель, инъекция, шприц,

Слайд 14Жаргонизмы –слова, которые относятся к лексике ограниченного употребления(той или иной

социальной группы людей): баранка-руль (водитель). Неологизмы – новые слова: интернет.
Фразеологизмы –устойчивые

сочетания слов, используемые для названия отдельных предметов: скрепя сердце.
Средства художественной выразительности:
Гипербола – изобразительный приём, построенный на количественном усилении признаков предмета, явления, действия(художественное преувеличение): «…Пройдёт – словно солнцем осветит!..»
Антитеза – это приём контраста, противопоставления явлений и понятий: «…Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней…»
Оксюморон, или оксиморон – сочетание противоположных по значению слов: «…И невозможное возможно, дорога долгая легка»…

Жаргонизмы –слова, которые относятся к лексике ограниченного употребления(той или иной социальной группы людей): баранка-руль (водитель). Неологизмы –

Слайд 15Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того

же слова : «…Не напрасно дули ветры, не напрасно шла

гроза…»

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: «…Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слёзы лил, но ты не снизошла…»
Ошибки в употреблении слов:
1.Неразличение слов-паронимов: На этом предприятии существуют выборочные(вместо выборные)должности.
2.Неправильное использование синонимов: Пора подвести результаты(вместо итоги)встречи.
3.Наличие в тексте плеоназмов. Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов: автобиография жизни.
4.Тавтология(неоправданный повтор слов): Продолжительность процесса переработки продолжается несколько часов.

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова : «…Не напрасно дули ветры,

Слайд 165.Многословие, или речевая избыточность- деятельность по внедрению, работа по выполнению,

мероприятие по реализации.
6.Нарушение лексической сочетаемости слова – иметь роль(играть роль).
7.Употребление

слова без учёта его стилистической принадлежности. Стилистическая окраска слова – это дополнительная к лексическому значению слова, словосочетания или предложения информация о сфере их употребления (официальная -неофициальная), об отнесённости языковой единицы к стилю литературного языка (официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, язык художественной литературы), о принадлежности ко временному ряду(устаревшее- новое) и к экспрессивному разряду(высокое- сниженное; литературное –нелитературное) языковых средств.
5.Многословие, или речевая избыточность- деятельность по внедрению, работа по выполнению, мероприятие по реализации. 6.Нарушение лексической сочетаемости слова

Слайд 176.Морфология – изучает слово как часть речи, особенности образования его

форм, способы выражения грамматических категорий(род, время и др.).
Части речи –

лексико –грамматические классы слов, в которые слова объединяются на основе признаков.
Самостоятельные(знаменательные) части речи(имена сущ-ые, имена прилаг-ые, имена числит-ые, местоимения, глаголы, наречия, причастия, деепричастия) изменяются(кроме наречия и деепричастия); являются членами предложения; могут обозначать предмет, признак, действие и т. д.
Служебные части речи не являются членами предложения, а служат для связи слов или предложений, выражают оттенки значений(союз, предлог, частица).
В особую группу выделяются междометия и звукоподражательные слова (ай! ку- ку)
6.Морфология – изучает слово как часть речи, особенности образования его форм, способы выражения грамматических категорий(род, время и

Слайд 18Имя существительное – сам-ая часть речи, которая обозначает предмет и

отвечает на вопросы кто? что? Морфологические признаки: род, число, падеж, склонение.
Синтаксические

признаки: может быть любым членом предложения.
Одушевлённые: кукла, леший, мертвец, птица, дядя.
Неодушевлённые: народ, толпа, детвора, молодёжь, рота, луг.
Мужской род: маэстро, конферансье, кофе, тюль.
Женский род: леди, авеню.
Средний род: пальто, озеро.


Имя существительное – сам-ая часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Морфологические признаки:

Слайд 19Окончание –и пишется: 1) в 1 скл. Род.п.: из песни; 2)в 3скл.

Род., Дат. и Пред.п.: от зависти, в жизни;
3) в сущ-

ых Пред.п. ед.ч., если окончанию предшествует буква и: в санатории, об армии;
4)в сущ-ых на –мя в дат. и пред.п.: к пламени, о пламени.
Орфограммы.
Не с именами существительными.

Окончание –и пишется: 1) в 1 скл. Род.п.: из песни; 2)в 3скл. Род., Дат. и Пред.п.: от

Слайд 20Буквы и, у, а после шипящих. жи-, ши- с –и- :

жизнь чу-, щу- с –у- : чудо

ча-, ща- с –а- : площадь.

1. Раздельное написание предлогов с другими словами.
над землёй (земля)
но: надписать, списать

2. Употребление ь на конце существительных после шипящих.
рожь (ж.р.)
карандаш (м.р.)
много туч (мн.ч.)

3.Употребление и неупотребление ь для обозначения мягкости согласных.
сельдь
возьму
но: мощный
хищник
закончить

Буквы и, у, а после шипящих. жи-, ши- с –и- :  жизнь чу-, щу- с –у-

Слайд 21Правила корня.
1.Безударные гласные

полоскать - лоск


а, и, я, о, е. поласкать – ласка

2.Парные согласные ловкость - ловок
б, в, г, д, ж, з, п, ф, к, т, ш, с. косьба – косить

3.Непроизносимые согласные участник - участие
л, д, т, в. солнце – солнышко.

Правила корня.1.Безударные гласные

Слайд 22Буквы о и а в безударном корне -лаг- - -лож-

Буквы о и а  в безударном корне -лаг- - -лож- .

Слайд 23Буквы о и а в корне –кос- - -кас-.

Буквы о и а в корне –кос- - -кас-.

Слайд 24Буквы о и а в корне – гор- - -гар-.

Буквы о и а в корне – гор- - -гар-.

Слайд 25Правописание корней -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор-,

-плов- - -плав-.

Правописание корней -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор-, -плов- - -плав-.

Слайд 26Правописание гласных в корнях с чередованием а(я) – им, а(я) –

ин. Им, ин пишутся, если далее стоит суффикс –а-: заклинать, занимательный,

поднимать.

Буквы Е и И
в корнях
с чередованием.


Правописание гласных в корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин. Им, ин пишутся, если далее

Слайд 27Буквы о и а в безударном корне -раст- - -рос- - -ращ-

Буквы о и а в безударном корне -раст- - -рос- - -ращ- .

Слайд 28Буквы ё – о в корне слова после шипящих

Буквы ё – о в корне слова после шипящих

Слайд 29Гласные в приставках пре- и при-.

Гласные в приставках пре- и при-.

Слайд 30Приставки на з- и с- (без-, воз-(вз-), из-, низ-, раз-, чрез-

(через-)).

Приставки на з- и с- (без-, воз-(вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-)).

Слайд 31Буквы Ы-И после приставок.
После приставок на согласные, кроме приставок СВЕРХ-

и МЕЖ-, пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих

приставок начинаются со звука /И/:

Безынтересный (интересный). Подыскать (искать).
Сверхинтересный (после СВЕРХ-).
Межинститутский (после МЕЖ-).

ПРИМЕЧАНИЕ: после приставок КОНТР-, ПОСТ-, ДЕЗ-,
заимствованных из других языков, в корне пишется буква И:

Контригра, дезинфекция.

Буквы Ы-И после приставок.После приставок на согласные, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ-, пишется буква Ы, если однокоренные

Слайд 32Ч - Щ в суффиксах -чик- , -щик-

Ч  -  Щ в суффиксах  -чик- , -щик-

Слайд 33Правописание гласных в суффиксах –ек- --- -ик-.

Правописание гласных в суффиксах –ек- --- -ик-.

Слайд 34Буквы и - ы после ц.

Буквы и - ы после ц.

Слайд 35Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- .

Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- .

Слайд 36Разделительные ь и ъ. ъ пишется после приставки перед гласными: ё,

е, я, ю. ь пишется в остальных случаях .
Имя прилагательное –

сам –ая часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
По значению и форме различают разряды прилагательных:
1.Качественные (молодой человек)
2.Относительные (гранитный монумент)
3.Притяжательные (лисья нора).
1.Качественные обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику по внешнему виду, весу, величине и т. п. Имеют суффиксы –ист-, -оват-, -еньк- и другие. Образуют краткую форму и степени сравнения. Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не. Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.
Разделительные ь и ъ. ъ пишется после приставки перед гласными: ё, е, я, ю. ь пишется в

Слайд 372.Относительные обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение

к другому предмету. Имеют суффиксы –ан-, -ян-, -ск-, -ов- и

другие.

Не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения. Не образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-. Не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другие.
3.Притяжательные обозначают принадлежность чего –либо лицу или животному. Имеют суффиксы –ов(-ев), -ин(-ын), -ий. Не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения. Не образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-. Не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими.
Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, то есть ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.

2.Относительные обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету. Имеют суффиксы –ан-, -ян-,

Слайд 38Степени сравнения имён прилагательных.

Сравнительная

Превосходная
(проявление признака в большей степени, (предмет превосходит остальные предметы
чем в другом) по какому-либо признаку)
1. Простая 1.Простая
нач.ф.+-ее (-ей) нач.ф. + -ейш- (-айш-)
спокойный +-ее- спокойнее спокойный +-ейш спокойнейший
нач.ф. +-е (чередование согл.)
громкий + -е –громче
нач.ф. - -к-(-ок-, -ёк-)+-е, -ше
тонкий - -к- + -ше – тоньше
2. Составная 2. Составная
более или менее +нач.ф. Самый (наиболее) + нач.ф.
более широкий самый широкий

Степени сравнения имён прилагательных.            Сравнительная

Слайд 39Буквы о - е после шипящих и ц в суффиксах и

окончаниях существительных и прилагательных.

Буквы о - е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях  существительных и прилагательных.

Слайд 40Не с именами прилагательными.

Не с именами прилагательными.

Слайд 41-н-, -нн- в суффиксах имён прилагательных.

-н-, -нн- в суффиксах имён прилагательных.

Слайд 42Суффиксы имён прилагательных.

Суффиксы имён прилагательных.

Слайд 43Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Слайд 44Безударные окончания имён прилагательных проверяй по вопросу.
Правописание кратких прилагательных с

основой на шипящую:
Кофе (каков?) горяч (горячий)- ь не пишется.

Имя числительное-

сам -ая часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счёте и отвечающая на вопросы сколько?; который?.
Количественные- отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов или числа. Они могут называть:
1)целые числа (шесть падежей);
2)дробные числа (две третьих участка);
3)количество от двух до десяти предметов как единое целое (семеро смелых)- это собирательные числительные.

Безударные окончания имён прилагательных проверяй по вопросу.Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую:Кофе (каков?) горяч (горячий)- ь

Слайд 45Собирательные числительные не сочетаются: 1) с существительными, обозначающими лиц женского пола; 2)

с сущ- ыми, обозначающими названия животных, в том числе молодых.
Собирательные

числительные употребляются:
1) с сущ- ыми, мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей;
2) с сущ –ыми, имеющими формы только множественного числа: четверо суток;
3) с сущ –ыми ребята, дети, люди;
4) с личными местоимениями: мы, вы, они: нас трое.

Порядковые числительные отвечают на вопрос который? и имеют счётно –порядковое значение (первый).
По строению количественные и порядковые числительные могут быть:
Собирательные числительные не сочетаются: 1) с существительными, обозначающими лиц женского пола; 2) с сущ- ыми, обозначающими названия

Слайд 461)простыми, то есть слова с одним корнем(пять); 2)сложными, то есть словами

со сложной основой из двух и более корней (пятьдесят);
3)составными, то

есть состоящими из двух и более слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным (двадцать три).
Количественные имена числительные изменяются по падежам, а порядковые (как и имена прилагательные) – по родам, числам и падежам.
В предложении количественные числительные могут быть любым членом.
Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения (После шестого урока состоится классный час).

1)простыми, то есть слова с одним корнем(пять); 2)сложными, то есть словами со сложной основой из двух и

Слайд 47Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Слайд 48Склонение количественных числительных.

Склонение количественных числительных.

Слайд 49Склонение числительных.
От 50 до 80, от 500 до 900,

200, 300, 400 –

склоняются обе части.
И.п. пятьдесят триста
Р.п. пятидесяти трёхсот
Д.п. пятидесяти трёмстам
В.п. пятьдесят триста
Т.п. пятьюдесятью тремястами
П.п. о пятидесяти о трёхстах
Склонение числительных. От 50 до 80, от 500 до 900, 200, 300, 400 –

Слайд 50Склонение числительных.
При склонении изменяются обе части: числитель как целое число,

знаменатель как

прилагательное во мн.ч.:
И.п. две седьмых
Р.п. двух седьмых
Д.п. двум седьмым
В.п. две седьмых
Т.п. двумя седьмыми
П.п. о двух седьмых

Простые порядковые числительные склоняются как прилагательные:
Р.п. седьмого (красного) какого?

Т.п. седьмым (красным) каким?

П.п. о седьмом (о красном) о каком?
Склонение числительных.При склонении изменяются обе части: числитель как целое число, знаменатель как

Слайд 51Склонение собирательных числительных оба, обе.

Склонение собирательных числительных оба, обе.

Слайд 52Склонение числительных.

Склонение числительных.

Слайд 53Местоимение –самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и

количества, но не называет их. Изменяются по падежам, некоторые по

родам и числам. В предложении бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

По значению и грамматическим
особенностям местоимения бывают:

Местоимение –самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Изменяются по

Слайд 54Неопределённые местоимения с кое-, -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-кто,

чем-то, кем-либо, чем-нибудь.


Ни-, не-
в отрицательных
местоимениях.

Неопределённые местоимения с кое-, -то, -либо, -нибудь  пишутся через дефис: кое-кто, чем-то, кем-либо, чем-нибудь.Ни-, не- в

Слайд 55Ни-, не- в отрицательных местоимениях.

Ни-, не- в отрицательных местоимениях.

Слайд 56Глагол –самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на

вопросы что делать? что сделать?
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Изменяются

по временам, в настоящем и будущем времени по лицам и числам, а в прошедшем времени –по числам и родам. В предложении бывают сказуемым.
Переходные глаголы сочетаются с именем существительным, именем числительным, местоимением в В.п. без предлога:
строить (что?) дом
встречать (кого?) его;
существительное или местоимение может стоять в Р.п.:
1) при отрицании;
2) при указании на часть предмета:
не выпить (чего?) молока, налить (чего?) воды.
Глагол –самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?Глаголы бывают совершенного

Слайд 57Непереходные глаголы – остальные: строить (где?) в лесу, вылить (куда?) в кастрюлю.
Наклонение

глагола.

Непереходные глаголы – остальные: строить (где?) в лесу, вылить (куда?) в кастрюлю.Наклонение  глагола.

Слайд 58Спряжение глагола.

Спряжение  глагола.

Слайд 59Ь всегда пишется на конце глагола в повелительном наклонении после

мягких согласных и шипящих нарежь – нарежьте избавь – избавься ИСКЛЮЧЕНИЕ: ляг

- лягте

Гласные в безударных суффиксах глаголов
–ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).

Ь всегда пишется на конце глагола в повелительном наклонении  после мягких согласных и шипящих нарежь –

Слайд 60Разноспрягаемые глаголы – хотеть (в ед.ч. по 1 спр., во

мн.ч. по 2 спр.), бежать ( по 2спр., но во мн.ч.

3л. по 1 спр.), есть, дать, желать, стремиться, жаждать.

Безличные глаголы – действие происходит само по себе, без действующего лица (предмета).
Безличные глаголы употребляются только:
А) в изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого времени:
Форму 3-го лица ед.ч. ( Н.в. Или Б.в.) и форму среднего рода ед.ч. (П.в.):
темнеет
будет темнеть
стемнело
Б) в условном наклонении в одной форме:
стемнело бы
В) в неопределённой форме:
темнеть

Разноспрягаемые глаголы – хотеть (в ед.ч. по 1 спр., во мн.ч. по 2 спр.), бежать ( по

Слайд 61Причастие как особая форма глагола какой? какая? какое?

Причастие как особая форма глагола какой? какая? какое?

Слайд 62Причастный оборот = причастие + зависимые слова Дети смотрели на снежинки,

/кружившиеся в воздухе/. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то

он выделяется на письме запятыми.

Действительные и страдательные причастия.
Мальчик, построивший дом
\действительное причастие –обозначает признак предмета, который сам производит действие
Домик, построенный мальчиком
\страдательное причастие- обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета (в данном случае –со стороны человека)

Причастный оборот = причастие + зависимые слова Дети смотрели на снежинки, /кружившиеся в воздухе/. Если причастный оборот

Слайд 63Краткие страдательные причастия: 1.изменяются по числам 2.в ед.ч. изменяются по родам 3.пишется одна

–н- в суффиксах 4.в предложении являются сказуемыми.

Краткие страдательные причастия: 1.изменяются по числам 2.в ед.ч. изменяются по родам 3.пишется одна –н- в суффиксах 4.в

Слайд 64Не с причастиями.

Не с причастиями.

Слайд 65Две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и

прилагательных, образованных от глаголов.

Две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

Слайд 66Деепричастие как особая форма глагола.

Деепричастие как особая форма глагола.

Слайд 67Не с деепричастиями. СЛИТНО- если без не не употребляется: ненавидя, негодуя РАЗДЕЛЬНО

–в остальных случаях: не разговаривая

Деепричастный оборот
деепричастие + зависимые слова
Слава вошёл в комнату, закрыв за собой дверь.
Звонко чирикая, воробьи купались в луже.


Не с деепричастиями. СЛИТНО- если без не не употребляется: ненавидя, негодуя РАЗДЕЛЬНО –в остальных случаях: не

Слайд 68Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Слайд 69Наречие- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, не изменяется,

в предложении бывает обстоятельством.
Смысловые группы наречий.































Наречие- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, не изменяется,   в предложении бывает обстоятельством.Смысловые группы

Слайд 70Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных

наречий. Под ударением НЕ-: некуда. Без ударения НИ-: никуда.
Степени
сравнения
наречий.

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Под ударением НЕ-: некуда. Без ударения

Слайд 71Н и НН в наречиях на –О и –Е. Н:

радостный-радостно. НН: уверенный-уверенно.
Не с наречиями
на –О и –Е.

Н и НН в наречиях на –О и –Е.  Н: радостный-радостно. НН: уверенный-уверенно.Не с наречиями на

Слайд 72Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Под ударением

–О: горячо. Без ударения –Е: волнующе. ИСКЛЮЧЕНИЕ: ещё.
Буквы О и А на

конце наречий с приставками из-, до-, с-.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Под ударением –О: горячо. Без ударения –Е: волнующе.

Слайд 73Мягкий знак после шипящих на конце наречий. После Ш и Ч

пишется ь: сплошь, навзничь. После Ж пишется ь только в слове

настежь. УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ.

Дефис
между
частями
слова
в наречиях.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий. После Ш и Ч пишется ь: сплошь, навзничь. После Ж

Слайд 74Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов

от других в словосочетании и предложении. Предлоги бывают простые и

составные, производные и непроизводные.

Простые предлоги состоят из одного слова(до, перед, кругом), а составные – из двух и более слов (в течение, в силу, несмотря на).

Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивают при этом своё лексическое значение и морфологические признаки (ходит вокруг дома).

К непроизводным относятся предлоги, не образованные из самостоятельных частей речи (без, пред, через).

Предлоги бывают однозначными (около дома) и многозначными (взять под контроль). Многозначные могут употребляться с несколькими падежами (прийти под вечер, банка под варенье).

























Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Предлоги

Слайд 75Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Слайд 76Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые

предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы

бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.
Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения

Слайд 77Простые( состоят из одного слова) и составные ( состоят из двух

и более слов) союзы. Или, да, чтобы, словно, если, лишь, пока. Оттого

что, как будто, так как, ввиду того что.

Слитное
написание
союзов :
также,
тоже,
чтобы,
зато.

Простые( состоят из одного слова) и составные ( состоят из двух и более слов) союзы. Или, да,

Слайд 78Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения

в предложение или служит для образования форм слова. Частицы бы, ли,

же пишутся раздельно! Частицы –ка, -то, -таки пишутся через дефис!

Разряды частиц:
1. Формообразующие: бы, б, да, давай, давайте, пусть, пускай
2. Модальные: ли, разве, неужели, что за, как, вот, вон, вряд ли, едва ли, именно, как раз.
3. Отрицательные: не, ни.

Группы модальных частиц по значению
1. Вопрос: ли, разве, неужели
2. Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти
3. Сомнение: вряд ли, едва ли
4.Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то
5. Восклицание: что за, как
6. Указание: вот, а вот, вон, а вон
7. Смягчение требования: -ка
8. Уточнение: именно, как раз




Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм

Слайд 79Значение отрицательной частицы НЕ

Значение отрицательной частицы НЕ

Слайд 80Значение отрицательной частицы НИ.

Значение отрицательной частицы НИ.

Слайд 81МЕЖДОМЕТИЕ (особенности).

МЕЖДОМЕТИЕ  (особенности).

Слайд 82Словосочетание – два или несколько самостоятельных слова, объединённых по смыслу

и грамматически.
ГЛАВНОЕ СЛОВО + ЗАВИСИМОЕ СЛОВО

/ *
ИСКРЯЩИЙСЯ СНЕГ
Словосочетание – два или несколько самостоятельных слова, объединённых по смыслу и грамматически.  ГЛАВНОЕ СЛОВО + ЗАВИСИМОЕ

Слайд 83Связь слов в словосочетании.

Связь слов в словосочетании.

Слайд 84Виды предложений.

Виды предложений.

Слайд 85Способы выражения подлежащего.

Способы выражения подлежащего.

Слайд 86Порядок слов в предложении: 1. прямой(подлежащее предшествует сказуемому): Ключ бьёт из

расселины берега. 2. обратный (инверсия) (сказуемое предшествует подлежащему): Просторны синие дали.
Виды
сказуемого.

Порядок слов в предложении: 1. прямой(подлежащее предшествует сказуемому): Ключ бьёт из расселины берега. 2. обратный (инверсия) (сказуемое

Слайд 87Способы выражения именной части.

Способы выражения именной части.

Слайд 88Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Слайд 89Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Слайд 90Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Слайд 91Основные группы односоставных предложений.

Основные группы односоставных предложений.

Слайд 92Особенности однородных членов предложения. Солнце, воздух и вода – наши лучшие

друзья.

Особенности однородных членов предложения. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Слайд 93Запятая между однородными членами предложения.

Запятая между однородными членами предложения.

Слайд 94Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом.

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом.

Слайд 95Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определённым словом

в падеже.

Приложение – это определение, выраженное существительным,  согласованным с определённым словом в падеже.

Слайд 96Дефис при приложении.

Дефис при приложении.

Слайд 97Обособление приложения с союзом КАК.

Обособление приложения с союзом КАК.

Слайд 98Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к

кому обращена речь.

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.

Слайд 99Знаки препинания при обращении.
В предложении выделяется запятыми:

Дети, я вам расскажу про Мазая.


Знаки препинания при обращении.  В предложении выделяется запятыми:      Дети, я вам

Слайд 100Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения (определениями и приложениями)

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения (определениями и приложениями)

Слайд 101Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.

Слайд 102Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Слайд 103Группы вводных слов по значению.

Группы вводных слов по значению.

Слайд 104Прямая речь (П.п.) и слова автора (А.а.).

Прямая речь (П.п.) и слова автора (А.а.).

Слайд 105Основные виды сложных предложений.

Основные виды сложных предложений.

Слайд 106Основные группы СПП по их значению.

Основные группы СПП по их значению.

Слайд 107Придаточные обстоятельственные.

Придаточные обстоятельственные.

Слайд 108Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными.

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными.

Слайд 109Запятая и точка с запятой в БСП.

Запятая и точка с запятой в БСП.

Слайд 110Двоеточие в БСП.

Двоеточие в БСП.

Слайд 111Тире в БСП.

Тире в БСП.

Слайд 112Стили литературного языка.

Стили литературного языка.

Слайд 113Типы речи.

Типы речи.

Слайд 114Средства связи предложений в тексте. Лексические средства.

Средства связи предложений в тексте. Лексические средства.

Слайд 115Морфологические средства.

Морфологические средства.

Слайд 116Синтаксические средства.

Синтаксические средства.

Слайд 117Нормы словоупотребления- основаны на знании лексического значения и лексической сочетаемости

слова с другими словами в предложении.

Нормы словоупотребления- основаны на знании лексического значения и лексической сочетаемости слова с другими словами в предложении.

Слайд 118Морфологические нормы.

Морфологические нормы.

Слайд 119Морфологические нормы.

Морфологические нормы.

Слайд 120Синтаксические нормы.
1. Нормы согласования.
Количественно – именное подлежащее + сказуемое(ед.ч., мн.ч.):
-

активность действия: Три человека вышли из подъезда. Большинство учащихся работали

летом.
- пассивность действия: В сенях сидело три мужика.
- предметы, животные: На столе стоит три подсвечника. Прилетело два голубя.
- собират сущ.: Молодёжь трудится.
- много, мало, лишь, немного, только: Много машин проехало.
- кто(никто, кто-то): никто, даже специалисты, не мог поставить диагноз.
- … один + сущ.: В выступлениях участвовал 21 человек.
- приложение: Чудесный цветок роза выращен в теплице.
Синтаксические нормы.1. Нормы согласования.Количественно – именное подлежащее + сказуемое(ед.ч., мн.ч.):- активность действия: Три человека вышли из подъезда.

Слайд 1212. Нормы управления.
Важно правильно выбирать падеж и предлог:
благодаря, вопреки, согласно

+ Д.п.
по (=после) + П.п.:
оплачивать проезд, уделять внимание чему-то, описывать

что-то, преимущества перед кем - то, заведующая библиотекой, открыли огонь по нему, по нас, скучать, тосковать по отцу, детям, по окончании спектакля, по прибытии поезда.
следует избегать двусмысленности:
Преподавателю приходилось многое объяснять.? Письмо принесли дочери.?



2. Нормы управления.Важно правильно выбирать падеж и предлог:благодаря, вопреки, согласно + Д.п.по (=после) + П.п.:оплачивать проезд, уделять

Слайд 1223. Сочетание однородных членов.
Ошибки в построении предложений с однородными членами

:
- соединение неоднородных понятий : изучать математику и сорта грибов
-

нарушение лексической сочетаемости : окружили вниманием и помощью
- смешение родовых о видовых понятий : цветы и розы, яблоки, груши и фрукты
- объединение разных частей речи : научился французскому языку и драться на дуэли
- смешение рядов однородных членов : он добивался отпуска без содержания и путёвки
- случайные сочетания в парах однородных членов : в книгах и лекциях, докладах и журналах
- нарушение управления падежными формами при однородных членах : смотрит и увлекается только сериалами; разводил и ухаживал за кроликами
- соединение синтаксически неоднородных конструкций : В книге описывается происхождение религии и как она развивалась. Читаю книгу, талантливо написанную и которую многие хвалят.
3. Сочетание однородных членов.Ошибки в построении предложений с однородными членами :- соединение неоднородных понятий : изучать математику

Слайд 1234.Построение предложений с причастным оборотом: ошибки: - нарушение порядка слов :

прочитанная лекция для студентов - нарушение согласования п/о с главным словом

: Базарову и людям этого типа, прошедшего школу жизни….

5. Построение предложений с деепричастным оборотом:
основное действие(глагол) и добавочное действие(деепричастие) всегда совершаются одним лицом:
Прочитав рассказ, я почувствовал…
НЕЛЬЗЯ:
Прочитав рассказ, у меня возникло чувство…
Прочитав рассказ, мне взгрустнулось…
Сдав экзамены, я был принят в вуз…

4.Построение предложений с причастным оборотом: ошибки:  - нарушение порядка слов : прочитанная лекция для студентов -

Слайд 124ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. «Единый государственный экзамен». В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В. Соловьёва. Челябинск

2008 «Взгляд». 2. Учебник «Русский язык». 5, 6, 7, 8,9 классы.

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие. 3. Денисова М.А., Лагутина Е.В., Василенко М.В. «Русский язык в таблицах 5-9 класс».- М. «Издат – школа 2000.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. «Единый государственный экзамен». В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В. Соловьёва. Челябинск 2008 «Взгляд». 2. Учебник «Русский язык».

Слайд 125 Уважаемые коллеги прошу вас дать отзывы о созданном мною

электронном пособии. Ваше мнение прошу присылать на мой электронный адрес: kvart9 mail.@ru

Уважаемые коллеги прошу вас дать отзывы о созданном мною электронном пособии. Ваше мнение прошу присылать на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика