Слайд 1
21 февраля
-
Международный день родного языка
Слайд 2
Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре
1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года для
содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Слайд 3
Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального
и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО половина из 6 тысяч
языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.
Слайд 4
Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только
содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства
с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.
Слайд 5
Вот что говорит об этом празднике генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро
Мацуура: «Отмечая Международный день родного языка... мы отдаем дань уважения
несметному числу существующих в мире языков, культурам, которые они отражают, тому творческому заряду, который придают людям их развитие и формы выражения. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать»
Слайд 6
Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира.
Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет
и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.
Слайд 7
Даже притом, что глубоко проникнуть в культуру другого языка очень
трудно, знание языков расширяет кругозор и открывает перед нами многообразный
мир. Знакомство с людьми, говорящими на других языках, дает возможность узнать о наших различиях, способно рассеять страхи перед миром, порождающие национальную рознь. Сделать мышление более свободным.
Слайд 8
Если мы говорим лишь на одном языке, часть нашего мозга
развивается меньше, наши творческие способности многое теряют. Существует около 300
слов, которые во всех языках имеют точно такой же смысл: я, ты, мы, кто, что, нет, все, один, два, большой, длинный, маленький, женщина, мужчина, есть, видеть, слышать, солнце, луна и т.п.
Слайд 9
Но если мы возьмем другие слова, например, слово терпение по-китайски
(жень), то оно также обозначает терпимость, терпеливость...
Если по-французски je
t'aime (я тебя люблю) можно сказать подруге, ребенку, возлюбленному, то это немыслимо для других языков, например, для английского или итальянского в которых существуют разные слова для обозначения понятия «любить».
Слайд 10
Один пример. В Индии около 1600 языков и диалектов, ситуация
очень сложная. Конституция гарантирует всем гражданам право «сохранить» их языки,
и все этнические и религиозные меньшинства имеют право на управление в учебных учреждениях. На деле же существует языковая иерархия. Малые языки могут исчезнуть, будучи замененными английским, который воспринимается как нейтральный язык, символ современности и хорошего социального положения.
Слайд 11
О родном языке
(Галина Пурга)
Уму и сердцу язык твой проводник,
Без него
попадёшь ты в тупик.
Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,
Ты
без него уже не ты.
Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Слайд 12
Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его
за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье
Не
допусти к нему пренебреженья.
Не дай повесить родному языку чужой ярлык.
Наследие твоё – твоя земля и твой язык
И искажать его невеждам не давай,
Об этом ты, дружок, не забывай
Слайд 13
Родной русский язык
Не стану я с братом своим за язык
воевать,
Нам лучше побольше горилки и свежей закуски.
Но что-то впервые негромко
счастливая мать,
Когда лишь глазёнки открыл, мне сказала по-русски.
И так с молоком материнским вливался мне в кровь
Тот самый язык, как подарок от предков-посланцев.
Сегодня же слышу я крик земляка вновь и вновь
О том, что родной мой язык – лишь удел чужестранцев.
Слайд 14
Когда перестанет кружится годов карусель,
И лягу в холодную яму за
уличным спуском,
Прогонят мой дух с украинских несчастных земель
За то, что
при жизни писал свои строки на русском.
Слайд 15Гимн русскому языку: продолжите цитату…
Нет слова, которое было бы так
замашисто, бойко…
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…
Дивишься драгоценности нашего
языка: что ни звук…
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово…
Слайд 16ответы
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырывалось
бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как
метко сказанное русское слово. –Н.В.Гоголь
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.- И.С.Тургенев.
Слайд 17
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок;
все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право иное название
еще драгоценней самой вещи.-Н.В.Гоголь.
Слайд 18
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово…
Всего
прочнее на земле печаль,
И долговечней царственное слово.
А.А.Ахматова.
Слайд 19Фонетическая каша. Конкурс скороговорок(произнести 3 раза)
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у
быка бела губа была тупа.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Тридцать три
корабля лавировали, лавировали, но не вылавировали, не вылавировали, не вылавировали,
Слайд 20Словарное золото: закончи или начни пословицу.
Какова пряха..
Гора с горой не
сходится, …
Не рой яму другому, ….
Не гордись званьем,…
…., а честь
смолоду.
…, он все в лес смотрит.
…, по уму провожают.
Слайд 21Назовите лингвистов
Михаил Васильевич…
Виктор Владимирович…
Сергей Иванович…
Рубен Иванович….
Николай Максимович…
Слайд 22ответы
Михаил Васильевич…Ломоносов
Виктор Владимирович…Виноградов
Сергей Иванович…Ожегов
Рубен Иванович….Аванесов
Николай Максимович…Шанский
Слайд 23Конкурс капитанов
1.Чем кончается лето и начинается осень?
2.Есть ли у земли
лицо? Докажите.
3.Какую букву нужно спрятать за местоимение, чтобы получить животное?
4.Может
ли свет находиться в жидком состоянии? Докажите
Слайд 24
5.Есть ли ноги у книги?
6.Я – в озерах и реках,
но в воде меня нет; я – в арбузах и
огурцах, но в дынях меня нет.
7.За каким звуком спрятано большое, просторное помещение?
8.Ради какого звука русский изобретатель Попов нашел способ передавать человеческую речь без помощи провода?
9.Какой алфавит состоит всего из шести букв?
Слайд 25Загадки
Объясните, что такое шарада, метаграмма, анаграмма, ребус и составьте по
одной загадке.
Что такое синквейн? Составьте синквейн.
1сущ
2прил
3глагола
Предложение
Сущ-общ.знач
Слайд 26Используемая и рекомендуемая литература:
Шанский Н.М., Боброва Т.А.Этимологический словарь русского языка.
М., 1994г.
Фасмер М. Т.А.Этимологический словарь русского языка. М., 1996г.
Журнал «Русский
язык в школе»