Слайд 1Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
Слайд 2«Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у школы нет
иного выхода, кроме адаптации ее к информационному веку» - из
выступления Д. А. Медведева на Форуме инновационных идей молодежи.
Слайд 3Что такое «инновация»?
Инновация – (от латинского «innovation» –нововведение, изменение, обновление)
деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным
изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.
(Современный словарь иностранных языков)
Слайд 4Актуальность:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в
системе преподавания;
- использование личностно ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия
творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества к самостоятельной творческой деятельности.
Обучение проходит не по принуждению ,а через пробуждение интереса к получению знаний.
У учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.
Слайд 5Цели:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
формирование личностных
качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на
уровень продуктивного творчества;
развитие различных типов мышления;
-формирование качественных знаний, умений и навыков.
Слайд 6Задачи:
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
выработка долговременной положительной мотивации к
обучению;
включение учащихся в креативную деятельность;
тщательный отбор материала и способов его
подачи.
Слайд 7Технологии:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
развитие критического мышления;
дифференцированный подход к обучению;
создание ситуации успеха
на уроке.
Слайд 8Принципы:
креативность (ориентация на творчество);
усвоение знаний в системе;
нетрадиционные формы уроков;
использование наглядности.
Слайд 9Приемы:
синквейн;
дидактическая игра;
работа с тестами;
нетрадиционные формы домашнего задания;
Слайд 10СИНКВЕЙН
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных
оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное
произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Слайд 11Цели проведения:
Обогащает словарный запас.
Подготавливает к краткому пересказу.
Учит формулировать идею (ключевую
фразу).
Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Получается у всех.
Слайд 12Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения,
обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание
темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
Слайд 14Нетрадиционные
уроки:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир,
эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд,
викторина и т.п.
Слайд 152. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных
в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака,
интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
Слайд 164. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг,
регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный
журнал.
Урок -диспут
Слайд 175. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-путешествие.
Путешествие по стране
«Лексика»
Слайд 18«Защитник» неологизмов.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:
суд, следствие, трибунал, ученый Совет.
Слайд 197. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: «следствие
ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, «посиделки».
Слайд 229. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос,
урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Слайд 23
Нестандартные элементы традиционного урока:
Переведи с русского на русский.
Слайд 26Типы домашнего задания:
Творческая работа;
Лингвистическое исследование текста;
Подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным
произведениям
Рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
Инсценировка художественного произведения;
Исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу);
Создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
Продолжение неоконченных произведений;
Подготовка словарных диктантов;
Составление конспекта, опорных таблиц;
Презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
Письмо по памяти.
Слайд 28 Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный
процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу,
не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».