Слайд 1Подготовка к ЕГЭ
Работа над комментарием
к сформулированной проблеме текста (теория)
Кашпур
Наталья Ивановна
ГБОУ Гимназия № 261
Санкт-Петербург
2013
Слайд 2Задача: показать, как автор раскрывает проблему, увидеть ход авторской мысли
Без анализа композиции текста, особенно
художественного (а именно таких текстов всё больше на ЕГЭ), сложно научиться комментарию, ведь авторский замысел можно увидеть в построении, структуре художественного произведения, в отборе и последовательности элементов и изобразительных приёмов произведения.
Слайд 3Так, к элементам композиции литературного произведения относятся:
эпиграфы;
диалоги;
монологи;
эпизоды;
все художественные описания –
портреты, пейзажи и т.д.
Слайд 4 Создавая текст, автор сам
выбирает принципы компоновки этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя
при этом композиционные приёмы.
Слайд 6Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.
Композиция текста может быть тематической, когда главным становится выявление отношений
между центральными образами произведения.
Слайд 7Виды тематической композиции:
последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной
мысли к другой и последующий вывод в финале произведения;
Слайд 8Виды тематической композиции:
развитие и трансформация центрального
образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его
основные черты и характеристики, подобная композиция предполагает постепенное нарастание действия и кульминацию переживаний, которая обычно приходится на финал;
Слайд 9Виды тематической композиции:
сопоставление двух образов, вступивших в художественное взаимодействие: такая
композиция строится на приёме антитезы, или противопоставления.
Слайд 10Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в
раскрытии проблемы.
Вспомогательные вопросы к текстуальному комментарию
2. На какие аспекты проблемы
он обращает внимание?
3. Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?
1. На каком материале автор раскрывает проблему?
4. Почему именно эти аспекты его волнуют?
Слайд 11Обратите внимание на третий вопрос: именно он поможет проследить за
ходом авторской мысли. Аспекты проблемы помогут увидеть:
композиционные приёмы, использованные автором;
подтекст
(способность слов, словосочетаний предложений в отдельных фрагментах текста таить в себе скрытый смысл, который может кардинально изменить истолкование текста).
Слайд 12Прочитать подтекст можно с помощью анализа:
заглавия, предисловия (если они есть);
языковых
особенностей;
узловых моментов текста;
художественных деталей.
Слайд 13Концептуальный комментарий
При концептуальном комментарии в центре
внимания интерпретация (толкование, объяснение, раскрытие смысла) проблемы текста. Экзаменуемый, анализируя
её, как бы «пропускает» через своё восприятие и высказывается по ней.
Слайд 14На какие значимые части текста публицистического стиля следует обращать внимание,
чтобы понять, как развивается авторская мысль?
Слайд 16Первоначальный вариант работы с исходным текстом
Внимательно прочитать текст.
Определить стиль и
тип исходного текста.
Составить тезисный или цитатный план.
Слайд 17Для чего нужно определять стиль и тип речи исходного текста?
Обратимся
к следующей таблице.
Слайд 20Таким образом, стиль и тип речи помогут понять текст, найти
в нём главное.
Чтобы проследить развитие авторской
мысли, необходимо составить план к исходному тексту.
Для этого нужно:
исходный текст разделить на микротемы – предложения, объединённые одной мыслью и отражающие определённый аспект проблемы;
выделить основную мысль каждой микротемы;
сформулировать данную мысль;
записать её в виде пункта плана.
Слайд 21Презентация составлена в соответствии с рекомендациями Г.Т. Егораевой:
Г.Т. Егораева. Русский
язык. ЕГЭ.
Комментарий к основной проблеме текста. -М.: Издательство «Экзамен»,
2011