Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Соль-Илецка»
                                                            
                                    
Оренбургской области 
Урок русского языка 
в 7 классе
Бутакова Наталья Павловна,
                                    учитель русского языка и литературы МОУ 
« СОШ № 3 г.Соль-Илецка»
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
Проверим
 домашнее задание !
1. Пословицы, в которых есть антонимы
2. Фонетический
                                                            
                                    
разбор слова.
3. Морфемный разбор слов.
4. Словообразовательный разбор слов.
  
                                    
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Двадцать девятое сентября
Классная работа
Тема: Правописание приставок.
Цели: повторить правила правописания приставок;
выявить
                                                            
                                    
уровень усвоения и использования правил, связанных с правописанием приставок.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность в значительной
                                                            
                                    
мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
                                                К.И.Чуковский
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Вставить пропущенные буквы и объяснить их выбор
1. П..дравнять, пер..путать, от..рвать,
                                                            
                                    
д..нести, пр..читать, с..общить, з..бежать, …тянуть, ..делать, ..сбросить, ...танцевать;
2.Бе..аварийный, бе..шумный, ра..певать,
                                    ра..бивать, в..махнуть, в..крикнуть;
3. Пр..сесть, пр..дорожный, пр..града, пр..ехать, пр..мудрый, пр..датель, пр..соединить.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Дополните!
 1. В русском языке выделяют … 
  групп(ы)
                                                            
                                    
приставок 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Дополните !
2.Гласные и согласные в приставках
от-, на-, под-, над-, с-(
                                                            
                                    
со-), про, пере-, и др. 
пишутся всегда ….
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Дополните!
3. Правописание приставок 
      
                                                            
                                    
    раз–(рас-) 
    
                                          без- (бес-)
           воз- (вос-)
           из- (ис-) и др.
  зависит от …
         З - пишется перед …
         С - пишется перед …
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9 4. Правописание приставок при- и пре- зависит от …
5.
                                                            
                                    
Приставка при- пишется, если:
1) …придет, прилетит, приплывет;
2) …пришкольный, прибрежный, 
3)
                                    …приклеил, пришил, приколол;
4) …присел, приоткрыл, призадумался;
 6. Приставка пре- пишется, если:
  1)… преграда, предатель;
  2) … премудрый, прекрасный, пребольшой
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Приставки 
на -З, -С:
Раз - рас,
Из – ис,
Воз- вос,
Низ –
                                                            
                                    нис,
Через - черес,
Без - бес
Приставки
 
ПРЕ-, 
ПРИ- 
Неизменяемые
 приставки:
До-, пере-,
                                    в-, 
на-, о, от-, 
по-, у-, под-,
вы-, за-
все приставки делятся на три вида: 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Не ошибись!
Приставка С – закрепленного написания: 
Сделать, станцевать, сбросить, срубить.
Не
                                                            
                                    
имеют приставок слова:
Здесь, здание, здоровье,
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Проверь!
Правописание приставок на …З- и …С- зависит от последующей буквы
                                                            
                                    
З пишется  перед звонкими     
                                                согласными и гласными.
 С пишется  перед  глухими  согласными
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Значение приставки ПРЕ-
Преграда – перегородить
Предатель - передать
= ПЕРЕ-
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Значение приставки ПРЕ-
Прекрасный – очень красивый
Премудрый – очень мудрый
Пребольшой –
                                                            
                                    
очень большой.
= очень,
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Пришкольный, прибрежный, придорожный
 
Пишется ПРИ-
 придёт, прилетит, приплывёт
, 
приближение
 близость
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16При-
Приклеил, пришил, приколол, прикрутил, прибил, привинтил:
Присел, призадумался, приоткрыл, прилег, приостановился,
                                                            
                                    
притушил;
 присоединение
неполнота действия
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Творческий диктант
Задание: замените сущ.с предлогом прилагательным с приставками на З
                                                            
                                    
(С)
Дорога без конца, ребенок без помощи, жидкость без цвета, плач
                                    без звука, день без радости, шоколад, без вкуса
По образцу: Ребенок без забот, проезд без платы….
БЕЗ-                           БЕС-
беззаботный               бесплатный
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                    
        БЕС- 
                                     
Беззвучный          бесконечная
Безвкусный          бесцветная
Безрадостный        беспомощный                          
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Проведем наблюдение и сделаем вывод!
Приставки РАС- (РОС)- РАЗ- (РОЗ-)
Развалиться –
                                                            
                                    
розвальни (сани)
Расплескать – росплеск
Разливать – розлив
Расчеркнуть – росчерк
Рассыпать - ….
Разыскать
                                    - …..
Расписать - …..
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Непродуктивные приставки
приставки ПРО-, ПО- – общеупотребительные, а вот приставки ПРА-
                                                            
                                    
, ПА- являются непродуктивными в современном русском языке, а значит,
                                    не участвуют в образовании новых слов:
пра- означает "изначальный, древний; дальний родственник" (прародина; прадедушка, правнук, праязык),
па – всегда ударная приставка, она сохранилась в словах пасынок, падчерица, паводок, пагубный. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Знакомство с текстом
         Наступила
                                                            
                                    
оттепель. Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. Приближение
                                    весны в деревне производило на меня необыкновенное впечатление. Я чувствовал никогда не испытанное мною особого рода волнение. Много содействовали тому разговоры с отцом и Евсеичем, которые радовались весне, как охотники, как люди, выросшие в деревне и страстно любившие природу. Находя во мне живое сочувствие, они с увлеченьем предавались удовольствию рассказывать мне, как сначала обтают горы, как побегут с них ручьи, как спустят пруд, разольется полая вода, пойдет вверх по речкам рыба, как начнут ловить ее ; как прилетит летняя птица, запоют жаворонки, проснутся сурки и начнут свистать, сидя на задних лапках ; как зазеленеют луга, оденется лес, кусты и зальются, защелкают в них соловьи... Простые, но горячие слова западали мне глубоко в душу, потрясали какие-то неведомые струны и пробуждали какие-то неизвестные и сладкие чувства. 
         Я следил за каждым шагом весны. Шире, длиннее становились грязные проталины, полнее наливалось озеро в роще. Проходя сквозь забор, уже показывалась вода между капустных гряд в нашем огороде. Всё замечалось мною точно и внимательно. Каждый шаг весны торжествовался как победа! 
         Грачи расхаживали по двору и начали вить гнезда в грачовой роще; скворцы и жаворонки тоже прилетели. Сколько волнений, сколько шумной радости! 
                                            С.Т.Аксаков
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 22Выполните задания
Какова тема и основная мысль текста?
 Встретились слова или
                                                            
                                    
выражения, которые требуют объяснения?
Определите стиль и тип речи в тексте?
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Итог урока
 Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Подготовить рассказ
                                                            
                                    
о правописании приставок
Упр. 104 стр. 44