Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Соль-Илецка»
Оренбургской области
Урок русского языка
в 7 классе
Бутакова Наталья Павловна,
учитель русского языка и литературы МОУ
« СОШ № 3 г.Соль-Илецка»
Слайд 2
Проверим
домашнее задание !
1. Пословицы, в которых есть антонимы
2. Фонетический
разбор слова.
3. Морфемный разбор слов.
4. Словообразовательный разбор слов.
Слайд 3Двадцать девятое сентября
Классная работа
Тема: Правописание приставок.
Цели: повторить правила правописания приставок;
выявить
уровень усвоения и использования правил, связанных с правописанием приставок.
Слайд 4Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность в значительной
мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
К.И.Чуковский
Слайд 5Вставить пропущенные буквы и объяснить их выбор
1. П..дравнять, пер..путать, от..рвать,
д..нести, пр..читать, с..общить, з..бежать, …тянуть, ..делать, ..сбросить, ...танцевать;
2.Бе..аварийный, бе..шумный, ра..певать,
ра..бивать, в..махнуть, в..крикнуть;
3. Пр..сесть, пр..дорожный, пр..града, пр..ехать, пр..мудрый, пр..датель, пр..соединить.
Слайд 6Дополните!
1. В русском языке выделяют …
групп(ы)
приставок
Слайд 7Дополните !
2.Гласные и согласные в приставках
от-, на-, под-, над-, с-(
со-), про, пере-, и др.
пишутся всегда ….
Слайд 8Дополните!
3. Правописание приставок
раз–(рас-)
без- (бес-)
воз- (вос-)
из- (ис-) и др.
зависит от …
З - пишется перед …
С - пишется перед …
Слайд 9 4. Правописание приставок при- и пре- зависит от …
5.
Приставка при- пишется, если:
1) …придет, прилетит, приплывет;
2) …пришкольный, прибрежный,
3)
…приклеил, пришил, приколол;
4) …присел, приоткрыл, призадумался;
6. Приставка пре- пишется, если:
1)… преграда, предатель;
2) … премудрый, прекрасный, пребольшой
Слайд 10Приставки
на -З, -С:
Раз - рас,
Из – ис,
Воз- вос,
Низ –
нис,
Через - черес,
Без - бес
Приставки
ПРЕ-,
ПРИ-
Неизменяемые
приставки:
До-, пере-,
в-,
на-, о, от-,
по-, у-, под-,
вы-, за-
все приставки делятся на три вида:
Слайд 11Не ошибись!
Приставка С – закрепленного написания:
Сделать, станцевать, сбросить, срубить.
Не
имеют приставок слова:
Здесь, здание, здоровье,
Слайд 12Проверь!
Правописание приставок на …З- и …С- зависит от последующей буквы
З пишется перед звонкими
согласными и гласными.
С пишется перед глухими согласными
Слайд 13Значение приставки ПРЕ-
Преграда – перегородить
Предатель - передать
= ПЕРЕ-
Слайд 14Значение приставки ПРЕ-
Прекрасный – очень красивый
Премудрый – очень мудрый
Пребольшой –
очень большой.
= очень,
Слайд 15Пришкольный, прибрежный, придорожный
Пишется ПРИ-
придёт, прилетит, приплывёт
,
приближение
близость
Слайд 16При-
Приклеил, пришил, приколол, прикрутил, прибил, привинтил:
Присел, призадумался, приоткрыл, прилег, приостановился,
притушил;
присоединение
неполнота действия
Слайд 17Творческий диктант
Задание: замените сущ.с предлогом прилагательным с приставками на З
(С)
Дорога без конца, ребенок без помощи, жидкость без цвета, плач
без звука, день без радости, шоколад, без вкуса
По образцу: Ребенок без забот, проезд без платы….
БЕЗ- БЕС-
беззаботный бесплатный
БЕС-
Беззвучный бесконечная
Безвкусный бесцветная
Безрадостный беспомощный
Слайд 19Проведем наблюдение и сделаем вывод!
Приставки РАС- (РОС)- РАЗ- (РОЗ-)
Развалиться –
розвальни (сани)
Расплескать – росплеск
Разливать – розлив
Расчеркнуть – росчерк
Рассыпать - ….
Разыскать
- …..
Расписать - …..
Слайд 20Непродуктивные приставки
приставки ПРО-, ПО- – общеупотребительные, а вот приставки ПРА-
, ПА- являются непродуктивными в современном русском языке, а значит,
не участвуют в образовании новых слов:
пра- означает "изначальный, древний; дальний родственник" (прародина; прадедушка, правнук, праязык),
па – всегда ударная приставка, она сохранилась в словах пасынок, падчерица, паводок, пагубный.
Слайд 21Знакомство с текстом
Наступила
оттепель. Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. Приближение
весны в деревне производило на меня необыкновенное впечатление. Я чувствовал никогда не испытанное мною особого рода волнение. Много содействовали тому разговоры с отцом и Евсеичем, которые радовались весне, как охотники, как люди, выросшие в деревне и страстно любившие природу. Находя во мне живое сочувствие, они с увлеченьем предавались удовольствию рассказывать мне, как сначала обтают горы, как побегут с них ручьи, как спустят пруд, разольется полая вода, пойдет вверх по речкам рыба, как начнут ловить ее ; как прилетит летняя птица, запоют жаворонки, проснутся сурки и начнут свистать, сидя на задних лапках ; как зазеленеют луга, оденется лес, кусты и зальются, защелкают в них соловьи... Простые, но горячие слова западали мне глубоко в душу, потрясали какие-то неведомые струны и пробуждали какие-то неизвестные и сладкие чувства.
Я следил за каждым шагом весны. Шире, длиннее становились грязные проталины, полнее наливалось озеро в роще. Проходя сквозь забор, уже показывалась вода между капустных гряд в нашем огороде. Всё замечалось мною точно и внимательно. Каждый шаг весны торжествовался как победа!
Грачи расхаживали по двору и начали вить гнезда в грачовой роще; скворцы и жаворонки тоже прилетели. Сколько волнений, сколько шумной радости!
С.Т.Аксаков
Слайд 22Выполните задания
Какова тема и основная мысль текста?
Встретились слова или
выражения, которые требуют объяснения?
Определите стиль и тип речи в тексте?
Слайд 23Итог урока
Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Подготовить рассказ
о правописании приставок
Упр. 104 стр. 44