Слайд 2Памятка работы над сжатым
изложением
Прочитайте текст.
Определите его тему.
Подумайте о его
главной мысли.
Выделите его основные части.
Составьте план текста.
Определите способ сокращения
Объедините
части.
Составьте план сжатого изложения.
Подберите «заместительные» слова для сжатого изложения.
Напишите первый вариант сжатого изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.
Слайд 3Основные содержательные приемы сжатия текста
разделение информации на главную и
второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
свертывание исходной информации за счет
обобщений ( перевода частного в общее)
Слайд 4Основные языковые приемы сжатия текста:
Замены:
-замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента
предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением;
-замена предложения
или его части определительным или отри цательным местоимением с обобщающим значением;
-замена сложноподчиненного предложения простым.
Исключения:
-исключение повторов;
-исключение фрагмента предложения;
-исключение одного или нескольких из синонимов.
Слияния:
- слияние нескольких предложений в одно.
Слайд 5Типы заданий, направленные на сжатие текста
Сократить текст на одну треть;
Сократить
текст, передав его содержание в одном двух предложениях;
Убрать в тексте
второстепенную информацию;
Составить на основе текста «телеграмму»
Слайд 6Задания, направленные на умения прогнозировать текст
Сочинение-рассуждение
Слайд 7
Определить тему (проблему) предлагаемого текста;
Показать актуальность темы;
Понять и полно отразить
основные мысли предложенного текста;
Указать авторскую позицию в исходном тексте;
Выразить и
аргументировать личную позицию.
Слайд 8Предвосхищение темы по опорным словам
Красота, мир, разнообразие, непохожесть, мысль, человечество,
толпа, люди, личности, мысль, красота, эстетика
Слайд 9Проверяем себя…
Красота в мире – это разнообразие, непохожесть. Мысль о
том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей,
руководимых отдельными исключительными и яркими личностями, - такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике.
Слайд 10Развертывание предложения в текст
Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими
словами, бездарных людей!
Слайд 11Проверяем себя…
Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами,
бездарных людей! Каждый рождается в мир с печатью какого-либо таланта.
Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть, она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть потребность в игре. Каждый ребёнок хочет играть, то есть жить творчески.
Слайд 12Выбор слова, стилистически корректного и отвечающего содержанию
Почему же с годами
_______ понемногу исчезает из нашей ________, почему творческое начало __________
и развивается не _______ из нас? Грубо говоря, _______, что мы либо _______ не своим делом (не нашли ________, своего лица, своего _______), либо не научились жить и ________ (не развили таланта). Второе _________ зависит от первого, но и ________ от второго не всегда бывает ________. Не научившись трудиться, нельзя ________, чем наградила тебя _________. Если духовный потенциал _____, личность стирается, нивелируется, _________ индивидуальные, присущие ей одной _______.
Слайд 13
Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни,
почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из
нас? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. Не научившись трудиться, нельзя узнать, чем наградила тебя природа. Если духовный потенциал слаб, личность стирается, нивелируется, теряет индивидуальные, присущие ей одной черты.
Слайд 14КЛИШЕ
Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь
и т. д. )…
Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял,
наблюдал, чувствовал)…
Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д.)…
Слайд 15Клише
… — вот тема, к которой обращается автор текста.
Эта статья
о…
Автор обращается к актуальной теме — теме…
Этот текст о …
Слайд 16Клише
…? Над ним (этим вопросом) задумывается автор текста.
Автора интересует
вопрос (:…) о …
…? Над этой проблемой предлагает поразмышлять
автор.
Слайд 17Клише
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
С автором можно
поспорить:
Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение
Слайд 18РЕЧЕТВОРЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Речетворческий тренинг предполагает заполнение речетворческой карты.
Такая карта отражает
процесс рождения у учащихся замысла собственного текста, размышления с опорой
на слово: ассоциации,«оживление» слова (наполнение цветом, звуком, характером).
Слайд 19Работа с речетворческой картой ненавязчиво и активно развивает образное мышление,
активизирует работу ассоциативной памяти, совершенствует устную и письменную речь учащихся
Слайд 20СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Кто живет разумно, тот знает, что
никакие материальные блага не спасут бездуховного человека.
Слайд 21Благо
Ассоциативное значение: счастье, жизнь, добро, дружба, свет, милосердие, духовная чистота;
Перцептивное
значение:
звук: веселье, нежная мелодия, тишина, шум листьев;
цвет: прозрачный,
голубой;
характер: спокойный, нежный, ласковый.
Слайд 22Урок о приобретении.
1.Приобретение материального не благо.2. Глубоко ошибается
тот, кто считает иначе, кто надеется, что Закон Справедливости обойдет
именно его, что ему позволено иметь больше и наживаться за счёт других. 3. Нет таких избранных. 4. Все люди одинаковы, и титулы не дают права пользоваться большими благами. 5. Кто думает иначе, тот обрекает себя на мучения. 6. Нет избранных от Бога, есть избранные от людей, а это не освобождает их от Законов более высоких и справедливых, чем человеческие.
7. Приобретая власть, лишаешься того, что дороже власти. 8. Приобретаешь вещи - теряешь духовную суть.
9. Нельзя брать то, что тебе не принадлежит. 10. Нельзя поднять даже плод с земли без разрешения хозяина, ибо он принадлежит только тому, кто владеет им. 11. Приобретать опаснее, чем лишаться, ибо, теряя , получаешь свободу от лишнего, а приобретая, получаешь оковы наказания.
Слайд 23Вопросы для беседы:
Согласны ли вы с тем, что «приобретать материальное
не благо»?
Как вы понимаете слова: « Нет избранных от Бога,
есть избранные от людей…»?
Что вкладывает автор в парадоксальную на первый взгляд фразу:
« Приобретать опаснее, чем лишаться…»?