Слайд 1Подготовка к ЕГЭ
Задания 6. Морфологические нормы (образование форм слова)
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
МАОУ „Володарская СОШ“ Садчикова Ю.Н.
Слайд 2Имя существительное
Образование множественного числа:
Слова на Ы – И: инженеры,
конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; векторы,
ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, порты, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады; возрасты, выборы, почерки, кремы, торты
Слова на А – Я: директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера; округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря
Слайд 3Имя существительное
Образование форм родительного падежа множественного числа:
Форма на ОВ –
ЕВ: несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов,
апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;
много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев
Форма с нулевым окончанием: пара полотенец, чулок,шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив; отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан; сто ампер, ватт, вольт; много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь; много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий
Слайд 4Имя существительное
Употребление существительных разного рода: хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду,
гну; страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь); старый Тбилиси, Сухуми,
красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ; новое метро, кашне, пальто
Употребление несклоняемых имён собственных: издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко
Слайд 5Имя прилагательное
1. Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной
степеней:
Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый
красивейший (просторечие).
Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.
2. Образование сравнительной степени:
Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже.
Слайд 6Имя числительное
Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал.
1. Образование
и изменение форм составных числительных:
в тысяча пятом году, две седьмых,
к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году, восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью
2. Склонение сложных и составных числительных:
двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах
Слайд 7Имя числительное
3. Употребление собирательных числительных: двое братьев, трое щенков, к
обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас
двоих, троих, их шестерых.
Слайд 8Имя числительное
Запомни и правильно употребляй собирательные числительные:
1. С сущ., обозначающими
лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2. С
сущ. дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С сущ., обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С сущ., имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С сущ., обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С мест.: нас двоих, их пятерых.
Слайд 9Имя числительное
4. Употребление числительных оба, обе:
Числительное обе употребляется только с
сущ. ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги.
С сущ.
м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.
Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.
Слайд 10Местоимение
Образование форм:
Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди
его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён
ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников
* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.
Слайд 11Глагол
1. Образование личных форм:
Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь,
стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем,
ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.
Слайд 12Глагол
2. Образование возвратных форм:
Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились,
хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление
возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).
Слайд 13Глагол
3. Образование форм повелительного наклонения:
Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь,
ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь,
покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите
Слайд 14Глагол
4. Образование форм прошедшего времени:
Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул,
намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок,
намок.
Слайд 15Причастие
Образование причастий:
Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения);
сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида
не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.
Слайд 16Деепричастие
Образование деепричастий:
Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку,
поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут
быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.
Слайд 17Наречие
1. Образование наречий:
Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу,
разделим напополам (просторечие).
Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим
пополам.
2. Образование сравнительной степени наречий:
Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно: плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее
Слайд 18Формулировка задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка
в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
КЛАДИ
на стол
ПЯТЬСОТЫЙ заказ
пара САПОГ
БЛИЖАЙШАЯ станция
наши ИНЖЕНЕРЫ
Слайд 191. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА
НАИБОЛЕЕ
РЕШИТЕЛЬНО поступил
в ДВУХСТАХ метрах
на ИХ территории
ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько НОЖНИЦ
умелые ПОВАРА
быстро ВЫЗДОРОВИТ
в ПОЛУТОРА часах
ПЯТЬ барышень
Слайд 203. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ЯБЛОК
лежит
на ШКАФЕ
до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
богатейший ВЫБОР
пять КОЧЕРЁГ
4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ТУФЛЕЙ
ВЫПРАВЬ текст
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
старые ПРОФЕССОРА
новые ВЫБОРЫ
Слайд 215. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
МОКЛА под
дождём
косвенных ПАДЕЖОВ
ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
здоровые ДЁСНЫ
ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХНИЕ письма
в ОБЕИХ руках
ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года
уважаемые ДИРЕКТОРА
ОБГРЫЗЕННАЯ груша
Слайд 227. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
товары ДЕШЕВЛЕ
об
АЭРОПОРТЕ
по ИХ указанию
ЕДЬ побыстрее
уважаемые ДИРЕКТОРА
8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
ЕДЬ вперёд
спелых АБРИКОСОВ
ЖЁСТЧЕ дерева
новых ПОЛОТЕНЕЦ
Слайд 239. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
много ОБЛАКОВ
пара
БОТИНОК
хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ
ПОЕЗЖАЙ к бабушке
с ДВУМЯСТАМИ бойцами
10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙ к маме
свыше ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ метров
несколько ЯБЛОК
ОБГРЫЗАННЫЙ хлеб
новых ДЖИНСОВ
Слайд 24Ответы:
1. ОБГРЫЗЕННОЕ.
2. ВЫЗДОРОВЕЕТ
3. ШКАФУ
4. ТУФЕЛЬ
5. ПАДЕЖЕЙ
6. ИХ
7. ПОЕЗЖАЙ
8. ПОЕЗЖАЙ
9.
ПРОПОВЕДУЕТ
10. ОБГРЫЗЕННЫЙ
Слайд 25Источники:
http://mirpps.ru/fon-dlja-prezentacii/37.jpg
http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/04/knigi-chtenie-shablon-1.png
https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=204
http://russkiy-na-5.ru/articles/983