Слайд 1Подготовка к ГИА.
9 класс
Занятие №
Учитель русского языка и литературы
МОАУ
«СОШ № 1 им. А.С. Макаренко г. Орска»
Чоповская Марина
Алексеевна
Слайд 3A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ВЫВОДИЛ»
(35)
Потом Лека потел, краснел и огромными буквами выводил дедов ответ
на обрывке газеты, который вырывал из своей тетради.
1) вёл
2) старательно писал
3) уводил
4) освобождал
Слайд 4
A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «свободно»
(3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий
сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
1) бесцеремонно
2) беспрепятственно
3) непринуждённо
4) не скрывая
Слайд 5A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1)
У дома, где остановилась телега, сразу появились какие-то тетки в
одинаковых серых платках, и Леке показалось тогда, что это все старухи.
2) «Что в морду, что по морде», - ответил тот же злой старушечий голос.
3) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная.
4) Дед Антон без конца заставлял Леку перечитывать эти треугольники, а сам молчал, дымил самосадом, пуская длинную и тонкую струю до самого потолка.
Слайд 6
A3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
1)
Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий
сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.
3) Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают...
Слайд 7
A4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове «ДЕВЧОНКАМИ» 3 глухих
согласных звука.
2) В слове «БЕЛАЯ» звуков больше, чем букв.
3) В слове «ВОЗЬМУТ» мягкость согласного [з’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове «СТРУЮ» все согласные звуки твёрдые.
Слайд 8A4. Укажите ошибочное суждение.
1)В слове СТОРОЖ при произношении происходит
оглушение согласного на конце слова.
2) В слове ДЕЛАЕШЬ букв больше,
чем звуков.
3) В слове ЗДРАВСТВУЙТЕ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
4) В слове КАТАЛИСЬ мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
Слайд 9A5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) клонило
2)
пробивает
3) увела
4) картинках
Слайд 10A5. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне.
1) шофёр
2) внимательно
3) незнакомый
4) неделю
Слайд 11A6. В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«приближение»?
1) на приступку
2) привет
3) примерно
4) привезла
Слайд 12A6. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если
после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется
буква, обозначающая глухой согласный звук»?
1) здесь
2) испугался
3) разговаривали
4) посмотрела
Слайд 13
A7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1)
действующей
2) длинную
3) стеклянно
4) заканчивал
Слайд 14
A7. Укажите слово, в котором количество Н в суффиксе подчиняется
правилу: «В суффиксах отымённых прилагательных –АН-, -ЯН-, -ИН- пишется одна
Н».
1) случайно
2) ледяную
3) холодную
4) театральный
Слайд 15B1. Замените разговорное слово «больно» в предложении 6 стилистически нейтральным
синонимом. Напишите этот синоним.
(6) Потом вперёд старух вышел дед
с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная.
Слайд 16B1. Замените разговорное слово ПАРНЯ из предложения 5 стилистически нейтральным
синонимом. Напишите это слово.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела
парня и сразу поняла, что он не артист.
Слайд 17Задание В2.
Типы подчинительной связи в словосочетаниях.
Слайд 18Типы подчинительной связи в словосочетании:
согласование,
управление,
примыкание.
Слайд 19В словосочетании слова должны быть разными с точки зрения их
роли.
Одно — «центр», ядро, планета, вокруг которой вертится спутник. Другое
— «смысл», ради которого словосочетание вообще появилось на свет. И друг без друга они не могут. От «центра» к «смыслу» и задаётся вопрос. В грамматике их называют «главное и зависимое» слова.
Слайд 20Почему «дождь и снег» не словосочетание?
Потому что они одинаковые с
точки зрения их роли. У них один на двоих вопрос,
к ним я могу добавить и третьего, и четвертого, и пятого («и ветер, и мгла, и холод»).
Слайд 21Почему «под дождём» не словосочетание?
«Под» — служебная часть речи.
Слайд 22Почему же «дождь идёт» не словосочетание?
Дождь идёт содержит в себе
законченную мысль, а значит перед нами предложение!
Слайд 23
1. Согласование -
«равноправный брак».
Оба супруга живут в согласии. Один
захотел измениться, другой под него подстраивается.
Понаблюдайте: «дождливый день».
Род.пад. –
нет (чего?) ДНЯ (какого?) ДОЖДЛИВОГО
Предл. пад. - О ДОЖДЛИВОМ ДНЕ
Слайд 242. Управление -
«патриархальный брак».
Центр управляет Смыслом. Он говорит: ты будешь
состоять в нашем браке только в таком падеже, лице, числе,
роде и т.д. и больше ни в каком. Смысл послушно становится в требуемую форму и молчит.
Наблюдаем: «гулял под дождём». Центр волен меняться, он, видишь ли, свободен: гуляю, гуляли, будем гулять. Смысл податливо остаётся в той форме, в которой велели стоять изначально:
под дождём. И всё тебе, и никаких…
Слайд 253. Примыкание -
«брак по расчёту».
Центр может быть свободен, может быть
и не свободен, здесь главное, что Смысл с ним вообще
«не разговаривает и дела не имеет». Потому что связи между ними нет.
Наблюдаем: «гулял долго». Центр: гулял. Такой же как и в управлении. Смысл: долго. Это слово не имеет ни рода, ни числа, ни падежа. Потому и отношений между ними быть не может. Они просто примкнули друг к другу.
Слайд 26Как же выполнить задание В2?
Вам придётся переделать из одного
типа связи в другой.
Что мы оставим без изменений?
Правильно, Центр
– главное слово, потому что он — основа словосочетания.
Что мы будем изменять?
Менять будем Смысл –зависимое слово.
Слайд 27Потренируемся!
Дядин свитер — согласование (меняем одно, меняется другое).
Как переделать
в управление?
Оставляем Центр – главное слово, меняем Смысл –
зависимое слово.
Вместо прилагательного ставим существительное:
свитер дяди.
Слайд 28Потренируемся!
Усердно пишет — примыкание
(так как смысл – зависимое слово не
имеет форм, т.е. не изменяется).
Чтобы переделать в управление, снова
меняем зависимое слово,
только теперь на существительное:
пишет с усердием.
Слайд 29Рекомендации для выполнения
задания В2
1.Найди главное слово, оставь его неизменным.
2.Измени способ связи зависимого слова с главным.
3.Проверь, является ли
подобранное слово однокоренным к исходному слову.
4.Помни, что, если ты просто поменял слова местами, ты не изменил способ связи между ними!
Слайд 30Замените словосочетание синонимичным .
Подземного хода –
По материнской линии –
Начальные главы
–
Ремесло сапожника –
Сказания кельтов –
Особенности кроликов –
Волки с севера –
Выгладил
с тщательностью –
Слайд 31Замените словосочетание синонимичным .
Радушно приняли –
Отпраздновали весело –
Цветущие луга –
Бабушкиными
сказками –
Пригородный дом –
Искусству фехтования –
Царство под горой –
Ответ с
загадкой –
Правила игры –
Отчитал без жалости -
Слайд 32Проверим себя!
Смотрели подозрительно –
Откровенно возразил –
Мамино платье –
Безжалостно вырвали –
С
усердием рыхлить –
След зверя –
Иллюстрированный журнал -