Слайд 1Подготовка к итоговому сочинению по литературе.
«Месть и великодушие»
Штранц Г.Н. ,
учитель высшей категории МБОУ СШ№12. г. Сургут
2018
Слайд 3 Сочинение
Согласны ли
Вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
Слайд 4 Комментарий
В рамках данного
направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных
с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Слайд 5МЕСТЬ- намеренное причинение зла, не- приятностей с целью отплатить за
оскорб- ление, обиду или страдания. Жажда мести
ВЕЛИКОДУ́ШИЕ - свойство характера, вы-ражающееся в бескорыстной уступчивости
снисходительности, отсутствии злопамят- ства, в способности жертвовать своими ин-тересами. Простить обиду в порыве великодушия.
«Вы не можете победить врага, пока не вылечите в себе то, что считаете низким в нём». И-Цзин
Сильнее всех побед — прощение
Слайд 6 Сильнее всех побед — прощение
( на заметку)
Прощение дарит
удивительный мир и покой, который наполняет все существо человека. Можно
легко забыть мелкие обиды, которые едва задевают душу. Но для того, чтобы простить за глубокие душевные раны или за серьезное зло, требуется пройти нелегкий путь. Никогда не стоит забывать, что прощение является волевым действием.
Прощение — это проявление силы характера. Некоторые люди считают, что прощать — удел слабых. Много ли надо усилий, чтобы затаить в себе гнев, ненависть или обиду? А вот чтобы изгнать их и жить с миром в душе, необходима немалая сила духа. Есть люди, стойкость и сила которых известна многим, а они призывают к прощению. Махатма Ганди однажды сказал: «Слабые люди не могут простить. Прощение — привилегия сильных».
Слайд 7Твоя способность любить других... и самого себя... прямо пропорциональна твоей
готовности прощать других и себя. Например, вместо того чтобы любить
таких родителей, каких ты хотел бы, попытайся научиться любить тех родителей, которые у тебя есть. Чтобы излечиться от полученной в прошлом травмы, тебе придется сперва разозлиться, оплакать потери и, наконец, простить их все. Ты не сумеешь никого полностью простить, пока ты не пожелаешь добровольно отказаться от права на месть и возмущение... — навсегда. Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их.
Ты прощаешь других, чтобы излечить себя.
Чак Хиллиг
Слайд 8Алгоритм-конструктор сочинения (Тема : …)
«Сладчайшая месть – это прощение». Я думаю, этой
фразой Исраэль Фридман хотел подчеркнуть, что месть носит разрушительный характер, поэтому прощение не только добродетель, но и талант. Это качество, которое появляется в процессе работы над собой, в процессе самосовершенствования. Отпуская человека с добром, мы как побеждаем себя, свою мстительность, так и доказываем обидчику своё превосходство. Может ли стать прощение сладчайшей местью?– ответ на этот вопрос мы находим во многих художественных произведениях как мировой, так и отечественной литературы
Слайд 10Аргумент №1
Ярким примером того,
как нежелание героев прощать и быть великодушнее друг к другу
приводит к несчастью, является известное произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Например, противостояние Печорина и Грушницкого заканчивается трагедией. Как мы помним, взаимная неприязнь между ними росла тем больше, чем больше княжна Мэри увлекалась Григорием Печориным. Грушницкий в это время , конечно же, вёл себя недостойно, он распускал грязные слухи о своём товарище. Развязкой этих отношений становится дуэль. Узнав о подлом сговоре Грушницкого с офицерами, Печорин не находит в себе сил простить, он мстит, хотя в этой истории он тоже выглядит не совсем достойно. Решив наказать бывшего приятеля, убивает его. Григорий нисколько не сожалеет о случившемся. Итак, оборвалась жизнь молодого и неопытного человека, не познавшего ни настоящей любви, ни радости отцовства, всего лишь только потому, что рядом не оказалось сильной и благородной личности, не только способной простить и проучить, но и способной понять, что великодушное прощение – высший уровень мести.
романе «Война и мир» Л.Н. Толстой убедительно доказывает, что нас,
людей, отличает умение и неумение прощать. Сложно
переступить через свои обиды и принципы, однако любимые герои автора, демонстрируя великодушие, с достоинством выходят из всех тяжёлых жизненных ситуаций. Вспомним, как глубоко был обижен князь Андрей поступком Наташи, вначале он даже не смог простить её измены. Несмотря на увещевания княжны Марьи, которая призывала брата «познать счастье прощения», искал Анатоля Курагина, чтобы вызвать того на дуэль. Князь хотел отомстить дамскому угоднику, обольстившему его невесту. Судьбе было угодно их свести лишь во время Бородинского сражения. Получив тяжелейшие ранения, они оказались рядом в операционной палатке. В рыдающем человеке, которому только что ампутировали ногу, трудно было узнать светского ловеласа. Почувствовав жалость и сострадание, обливаясь слезами, Болконский теряет всякое желание мстить своему обидчику. Вот в этот-то момент князь и ощутил «счастье прощать». Герой понял, что к нему пришло истинное душевное умиротворение и что сладчайшая месть – это прощение.
Таким образом, как показывает история и опыт художественной литературы, подлинное,
очищающее прощение дарит удивительный мир и покой, который наполняет все существо человека. Отпуская человека с добром, мы не только побеждаем себя, свою мстительность, но и доказываем обидчику своё превосходство. Прощение может стать победой как над самим собой, так и над обидчиками, поэтому «сладчайшая месть – это прощение» . С этим мнением И. Фридмана согласится всякий здравомыслящий человек.