Слайд 1Подготовка к написанию сочинения 15.3
Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье»
Слайд 2Шаг 1. Формулируем значение слова( тезис нашего сочинения) и комментируем
его.
Текст для изложения
Общая проблема
Текст для чтения
Аспект проблемы
Определение слова
(понятие)
раскрывают
содержит
комментирует
Слайд 3Вы прослушали текст изложения о счастье и прочитали текст Фоняковой
Эллы Ефремовны. Теперь нужно сформулировать значение слова счастье .
Вы должны представить
своё понимание этого понятия.
Слайд 4Осторожно, ошибка!
Во-первых, вместо определения приводится цитата из текста или дается
простой пересказ.
Во-вторых, отсутствует комментарий определения.
Помните, что прокомментировать определение лучше всего
с опорой на содержание того текста, который вы прочитали.
Слайд 5Способы толкования значения слова.
Описательный способ
Синонимический способ
Способ отрицательного определения
Отсылочный способ
Счастье –
это состояние человека, которое характеризуется эмоциональным подъёмом, ощущение радости.
Счастье- радость,
удовольствие.
Счастливый человек-тот, который не испытывает ощущения печали, горя, ненужности.
Счастье – это то же, что и радость.
Слайд 6Типовые конструкции для вступления.
Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
На мой
взгляд, счастье – это …..
Мне кажется, что счастье – это
…..
Что такое счастье? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что …..
Слайд 7Комментарий.
Комментарий поможет пояснить данное вами определение значения слова с опорой
на текст.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) раскрытие
актуальности рассматриваемой ценности;
2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности;
4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
Слайд 8Пишем комментарий.
Что такое счастье? Какого человека можно назвать счастливым? Давайте
порассуждаем на эту тему. Счастье – это ощущение радости, эмоционального
подъёма. Каждый человек может быть счастлив по-своему. Одному достаточно для счастья присутствия рядом дорогих и близких людей, например, папы и мамы, их внимания, заботы. Особенно это ощутимо в детстве. Безусловно, ребёнок, который окружён вниманием родителей, счастлив. Верность этого суждения можно доказать при помощи текста Фоняковой Эллы Ефремовны.
Слайд 9Что оценивает эксперт?
Если вы дадите в сочинении определение без комментария,
то потеряете один балл. Поэтому комментируйте тезис-определение, используя текст второй
части работы.
(За эту часть работы вы можете получить максимум 2 балла)
Слайд 10Аргументируем определение. Первый аргумент.
Так в предложениях №18-26 автор описывает «развесёлую»
игру, показывая нам, насколько счастлива девочка, спрятавшаяся под одеялом. Она
ждет, когда отец найдет её, выскакивает и восторженно «орет». И отец, и девочка знают правила этой частой игры, но тем не менее каждый раз ребёнок испытывает такой восторг, такое беззаботное веселье, что поневоле сам радуешься и чувствуешь себя счастливее, читая об этом в тексте.
Слайд 11Второй аргумент.
В задании 15.3 экзаменационной работы написано, что вы должны
привести два аргумента: один взять из текста, второй- из вашего
жизненного опыта. А в критериях оценивания сказано, что что вы получите такой же балл, если оба аргумента будут из текста. Обратите на это внимание. Однако далеко не всегда второй аргумент можно легко найти в тексте.
Слайд 12Второй аргумент.
Примеры настоящего искреннего счастья можно найти и в жизни.
Как немного нужно в детстве, чтобы почувствовать себя радостным. Наблюдаю
за своим трёхлетним братом, который играет с мамой или папой в прятки. И понять-то ещё не может суть этой игры. Бежит, прячется в шкафу. Папа, конечно, видит, куда он спрятался, но каждый раз громко спрашивает: «Где же наш малыш?» А малыш заливисто хохочет, крича из шкафа, что он здесь, никуда не делся. И сама невольно включаешься в игру, понимая, что это и есть настоящее счастье.
Слайд 13Пишем заключение.
Осторожно, ошибка!
В этой части сочинения самой распространенной является
логическая ошибка, когда вдруг появляются понятия и мысли, не рассматриваемые
в основной части.
Завершая все свои рассуждения, возвратитесь к тезису(определению значения слова).
Используйте типовые конструкции.
(Таким образом….,
Как видим …..,
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что ….)
Слайд 14Пишем заключение.
Как видим, счастливым быть достаточно просто. Нужно только, чтобы
рядом с тобой были самые любимые и родные люди, к
которым можно было бы броситься на шею, радостно смеясь и беззаботно болтая ногами в порыве безудержного веселья.
Слайд 15Используемая литература.
Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич .Русский язык.9 класс. Сочинение на
ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие.-Ростов н/Д: Легион,2015.
Методические материалы для
председателей
и членов региональных предметных комиссий
по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года
Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом