Слайд 1Способы передачи
чужой речи
По пособию О. Загоровской и О.В. Григоренко
«Русский язык. Готовимся к ЕГЭ»
Слайд 2 Прямая речь — точно воспроизведенная чужая речь, переданная от
лица того, кто ее произнес (вслух или мысленно).
Слайд 3
Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
А: «П...»
«П», — а.
«П?» — а.
«П!» — а.
«П...» — а.
Слайд 4
Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью
«П, — а, — п».
«П, — а. — П».
«П? — а. — П».
«П! — а. — П».
«П... — а. — П».
А: «П», — а.
А: «П?» — а.
А: «П!» — а.
Слайд 5Составьте схемы предложений
Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову
со словами: «Вы очень мало взяли».
«Лесть и трусость — самые дурные
пороки», — громко промолвила Ася.
«Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович.
«А ты меня не пугай...» — равнодушно попросила она.
«Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать».
«Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь».
Слайд 6
Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.
1. Замолчи
строго сказал Красильщиков. 2. Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге»
сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь.
3. Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови.
Слайд 7
Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.
4. Наконец
Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел
к себе... 5. Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы... 6. Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.
Слайд 8
Составьте предложения с
прямой речью, используя
данные реплики.
1. Мы не опоздаем?
2. Да нет, не думаю.
3. Дело в том,
что я не поеду.
4. Ну что ж. Мне даже завидно. 5. В общем, мне здесь, признаться, будет лучше, чем в Крыму. 6. Прощайте!
Слайд 9
Предложение с косвенной речью
Предложения с косвенной речью
служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не
того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.
Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему или частицей ли.
Слайд 10
Составьте несколько предложений с косвенной речью.
1. Успеем ли мы
приехать на вокзал? 2. Времени у нас достаточно.
3. Его
друг с нами не поедет.
4. Им можно позавидовать.
5. Эти места лучше Крыма.
6. Когда они приедут?
7. Как они отдохнули?
Слайд 11Перепишите текст, заменяя прямую речь косвенной.
«Нравится наш город?» —
спросили дети. «Нравится, особенно его украшают цветы», — сказал я. «У нас
уже пятьдесят тысяч розовых кустов. В будущем году выполним план». — «И тут план», — удивился я. «А как же? Сколько жителей в городе — столько и должно цвести кустов!» — «Кто же такое придумал?» — «Иван Иванович». «А кто он, этот Иван Иванович?» — поинтересовался я. «Он один из первых строителей города, — гордо объявила девочка. — Он сам цветы сажает».
Слайд 12
Цитаты и знаки
препинания при них
Цитатами
называются дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения
или пояснения своей мысли.
Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью. Например: В. Г. Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».
Слайд 13 Но цитата может вводиться в
авторскую речь и как часть предложения. Тогда она выделяется кавычками
и пишется со строчной буквы.
Например: Мысль Л. Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневнике, имеет глубокое философское содержание.
По словам Ф. И. Шаляпина, искусство может переживать времена упадка, но «оно вечно, как сама жизнь».
Слайд 14
Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая
их словами автора
...Сам необыкновенный язык наш есть еще
тайна (Гоголь).
В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский).
Краткость — сестра таланта (Чехов).
Слайд 16
В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
а) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но
не могу потерять минуту».
б) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.
в) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
г) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»
Слайд 17В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
а) «Здорóво, парень, — сказала она печально. — Как живешь?»
б) Старик шел и, спотыкаясь
о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!»
в) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
г) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.
Слайд 18В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
а) В письме
А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «...написана
вопреки всем правилам драматического искусства».
б) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
в) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
г) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».