Разделы презентаций


Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста

Содержание

Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько выпускники подготовлены к этому экзамену. 

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовка к написанию сжатого изложения.
Обучение приемам компрессии текста.

Подготовка  к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.

Слайд 2 Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по

любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько выпускники подготовлены

к этому экзамену.
 
Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем,

Слайд 3Цели урока:
Показать структурированное восприятие содержания текста;

Умения выделять в

нём микротемы;

Определять в них главное,
существенное;

Отсекать второстепенное


Цели урока: Показать структурированное восприятие содержания текста; Умения выделять в нём микротемы;Определять в них главное,  существенное;Отсекать

Слайд 4 При сжатии любого текста
опускаются
диалоги,

пространные описания природы,


описания чувств, настроений.
сохраняются
ключевые слова и обороты речи,
наиболее

характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
При сжатии любого текстаопускаютсядиалоги, пространные описания природы, описания чувств, настроений. сохраняютсяключевые слова и обороты

Слайд 5Основные содержательные приемы компрессии:
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение

несущественной и второстепенной информации;

Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода

частного в общее)
Основные содержательные приемы компрессии:Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;Свертывание исходной информации за

Слайд 6Основные языковые приемы компрессии:
Замены:

Замена однородных членов обобщающим наименованием;

Замена фрагмента предложения

синонимичным выражением;

Замена предложения или его части указательным местоимением;

Замена предложения или

его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

Замена сложноподчиненного предложения простым.
Основные языковые приемы компрессии:Замены:Замена однородных членов обобщающим наименованием;Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;Замена предложения или его части указательным

Слайд 7 2. Исключения:

Исключение повторов;

Исключение фрагмента предложения;

Исключение одного или нескольких из

синонимов.

2. Исключения:Исключение повторов;Исключение фрагмента предложения;Исключение одного или нескольких из синонимов.

Слайд 83. Слияния:

Слияние нескольких предложений в одно.

3. Слияния:Слияние нескольких предложений в одно.

Слайд 9Последовательность операций при сжатии текста
Определение стиля исходного текста;
Уточнение темы и

основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста

и на подтекст;
Определение типа текста;
Анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);
Выполнение чернового варианта;
Проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.
Последовательность операций при сжатии текстаОпределение стиля исходного текста;Уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается

Слайд 10Словарная работа
Натюрморт (из фр.) – жанр в изобразительном искусстве (главным

образом живописи и графики), посвященный изображению крупным планом неодушевлённых предметов:

цветов, фруктов.

Словарная работаНатюрморт (из фр.) – жанр в изобразительном искусстве (главным образом живописи и графики), посвященный изображению крупным

Слайд 11Инфантилизм (из лат.) – физическая и психическая недоразвитость организма.
Словарная работа

Инфантилизм (из лат.) – физическая и психическая недоразвитость организма.Словарная работа

Слайд 12(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами,

законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ

и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.
(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем -медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости.
(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана

Слайд 13(8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей

- как же тогда без знаний о животном мире пустыни?!

(9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.
(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (П)Не ставить его - значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, что­бы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

(8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о

Слайд 14Какая проблема поднимается в этом тексте?
Необходимость компьютерной грамотности в современном

мире
Ответственное отношение к получению знаний
Природа человеческой одарённости
Причины охлаждения людей к

получению новых знаний

Ответ 2

Какая проблема поднимается в этом тексте?Необходимость компьютерной грамотности в современном миреОтветственное отношение к получению знанийПрирода человеческой одарённостиПричины

Слайд 15Какой тип речи используется в этом тексте?
Повествование
Рассуждение
Описание и рассуждение
Повествование и

рассуждение
Ответ 2

Какой тип речи используется в этом тексте?ПовествованиеРассуждениеОписание и рассуждениеПовествование и рассуждениеОтвет 2

Слайд 16 Какими предложениями можно опровергнуть следующее высказывание:
1-2
5
7-8
10
«Человек должен четко знать, какие

именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на

изучение ненужных наук»?

Ответ 3

Какими предложениями можно опровергнуть следующее высказывание:1-257-810«Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в

Слайд 17Допишите аннотацию
Аннотация (из лат.) – краткое изложение содержания книги,

статьи с критической оценкой её и библиографическим указателем, отзывом о

нем.

Вначале автор ставит вопрос: «_____________________?»
Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему __________или_________ Конечно, никто из нас до кон­ца не может угадать, какие знания ему будут__________
Однако мы должны задумываться о том, на что тратим дра­гоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.

Допишите аннотацию Аннотация (из лат.) – краткое изложение содержания книги, статьи с критической оценкой её и библиографическим

Слайд 18Подготовка к написанию сжатого изложения
(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться

строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой

библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..

(Давайте заменим подчеркнутые однородные члены, которые конкретизируют мысль, обобщающим словом.)

Можно ли (как?)________________ интересоваться (в-1; разными
отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозможными знаниями).

Подготовка к написанию сжатого изложения (1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия

Слайд 19(2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает

и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно

спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

Задание: Объединим эти три предложения, учитывая подчеркнутые средства связи предложений № 2 и 3, а также парцелляцию в пр.№4.

(2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он

Слайд 20Парцелляция ( из фр.) – такое членение предложения, при котором

содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или

нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

Даже разностороннее одаренный человек должен спросить себя: «____________________» и, поняв это,__________или__________.

(2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

Парцелляция ( из фр.) – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а

Слайд 21(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной,

экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером.
(Устраним

в этом предложении однородные члены).

(6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко.

(Предложение № 6, учитывая его важность в развитии мысли, серьезным образом сокращать не будем.)

(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить

Слайд 22(7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется

строить города в пустыне, лечить там людей - как же

тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.


Жизнь (какая?)__________.
Может быть, (замените подчеркнутую часть предложения № 8 обобщающим поняти­ем) придется (что делать?)__________в пустыне, как же
тогда без знаний о__________?!
(Предложение № 9 мало что добавляет к мысли о том, что в нашей непредсказуемой жизни никому не известно, какие знания могут пригодиться, поэтому его можно опустить).
(7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей

Слайд 23(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное

знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его - значит

проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям.

(Объединим предложения № 10 и 11; союз, который используется как средство связи с предыдущим предложении ем, следует оставить)

И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди.

(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить

Слайд 24(12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о

его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен

возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

(Предложение №12 мы целиком опустим.
Предложение № 13 свяжем с предыдущим при помощи личного местоимения.)

Чтобы не жалеть потом о__________, лучше на него ответить как можно__________.

(12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает,

Слайд 25Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
Словосочетание
Предложение
Рефлексия
Выразить своё отношение к уроку путем

подбора:

СуществительноеПрилагательное, прилагательноеГлагол, глагол, глаголСловосочетаниеПредложение РефлексияВыразить своё отношение к уроку путем подбора:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика