Слайд 1Методическая разработка урока
«Подготовка к написанию сжатого изложения
в экзаменационной работе ГИА»
Выполнила учитель
русского языка и литературы
Буцкова Светлана Анатольевна
ГБОУ СОШ №2113
Москва 2015г.
Слайд 2Задача сжатого изложения
Кратко, в обобщенной форме передать
содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства
обобщения
Слайд 3Сжатие текста
Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по
объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата
значимых положений.
Слайд 4Этап первый
Первое прочтение текста
1.
определите тему текста
а) по началу текста
б) по ключевым словам
в) по заглавию
г)по ключевым эпизодам
д) по поступкам или
размышлениям героев
Надо сформулировать
основную мысль
3 Определить стиль и тип
речи, особенности
построения текста
4 Составить план текста, выделяя
микротемы каждой части и
озаглавливая их
речи
1. Описание
2. Повествование
3. Рассуждение
1. Научный
2. Официально-деловой
3. Разговорный
4. Публицистический
5. Художественный
Слайд 8 Как определить микротему?
1. Выделяем главную мысль
в абзаце
2. По ключевым словам и
ключевым предложениям
Слайд 9 Этап второй
Второе
прочтение текста
1 В каждой микротеме определите существенное
и
дополнительное
Существенное: раскрывает тему и идею текста
Дополнительное: подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить
Слайд 10Выберите способ сокращения текста:
1. Исключение
2. Обобщение
3. Упрощение
Слайд 11К приемам компрессии (сжатия) текста относятся
Исключение
вводных слов;
однородных членов
предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход
авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Слайд 12При исключении необходимо
Выделить главное с точки зрения основной
мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное,
используя основные средства связи между предложениями.
Слайд 13Обобщение или объединение
парцеллированных предложений;
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных,
единичных фактов, событий, явлений.
Слайд 14 Замена(упрощение)
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения
– простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой
речи – косвенной;
части текста одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
Слайд 15 При замене необходимо
Найти слова, смысловые части
или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом,
простым предложением и т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
Слайд 16 Что нельзя удалять из текста?
Основные детали, помогающие понять авторскую
идею;
аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Слайд 17 Внимание !
При написании изложения экзаменуемым
может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в
исходном тексте или в информации о тексте.
Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:
1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;
2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте;
3) точность передачи информации в каждой из микротем.
Слайд 18Список использованной литературы:
Методическая литература, использованная для разработки урока:
Н.А. Шапиро,
А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к
ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.