Слайд 2Композиция сочинения
1.Вступление.
2.Формулировка основной проблемы текста.
3.Комментарий проблемы.
4.Авторская позиция.
5.Собственное мнение и аргументация
своей позиции.
6.Вывод. Заключение.
Слайд 3Вступление
Вступление обязательно должно быть энергичным, экспрессивным и небольшим по объёму
(2-5 предложений).
Каким бы ни было вступление, пишущий
должен представить автора исходного текста, хотя бы назвать его фамилию.
Слайд 4Виды вступлений
ССЫЛКА НА АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ ПО ВОПРОСУ, БЛИЗКОМУ К ОБСУЖДАЕМОЙ
ПРОБЛЕМЕ
СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ
ОПИСАНИЕ ЧУВСТВ, МЫСЛЕЙ, ВПЕЧАТЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКЛИ ПОСЛЕ
ЧТЕНИЯ ТЕКСТА
ОБРАЩЕНИЕ К ФАКТАМ БИОГРАФИИ АВТОРА, ЕГО ВЗГЛЯДАМ, УБЕЖДЕНИЯМ
Слайд 5ССЫЛКА НА АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ ПО ВОПРОСУ, БЛИЗКОМУ К ОБСУЖДАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
Психологи
утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих
членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин.
Слайд 6СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ
Впечатления детства, наверное, одни из самых
дорогих и значимых в человеческой жизни. Места, с которыми связано
становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.
Слайд 7ОПИСАНИЕ ЧУВСТВ, МЫСЛЕЙ, ВПЕЧАТЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКЛИ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА
Прочитав текст
Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты детства: поездки с
друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха…Сколько светлых детских воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.
Слайд 8ОБРАЩЕНИЕ К ФАКТАМ БИОГРАФИИ АВТОРА, ЕГО ВЗГЛЯДАМ, УБЕЖДЕНИЯМ
Вся жизнь Валентина
Распутина связана с Сибирью. Он жил в небольшом посёлке недалеко
от знаменитого озера Байкал. Не случайно одна из важнейших проблем, к которой часто обращается писатель, - проблема сохранения Байкала для потомков, сбережения его красоты и природных богатств.
Слайд 9Формулировка основной проблемы текста
Внимательно перечитай текст.
В тексте может быть отражено
несколько проблем.
Помни:
только основная проблема вызывает самые глубокие
авторские размышления.
Слайд 10Формулировка основной проблемы текста
В форме вопроса (вопросительного предложения)
Цитированием
Своими словами
Слайд 11Проблема, рассматриваемая автором, может быть
злободневной
животрепещущей
актуальной
жизненной
насущной
острой
важной
серьёзной
спорной
неотложной
основной
неразрешимой
назревшей
наболевшей
мучительной
тяжёлой
главной
сложной
Слайд 12 Ради чего живёт человек? Какова истинная цель жизни? Такие
вопросы возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
Слайд 13«Можно ли представить современный мир без печатного знака?» - спрашивает
Юрий Бондарев, приглашая читателей к размышлению над важной проблемой значения
книги в жизни человека и общества.
Слайд 14В тексте известного публициста В. Соловьёва поднимается важная актуальная проблема
исторической памяти.
ПОМНИТЕ:
…проблема ( (чего?) – сущ. в род. падеже )
воспитания, одиночества, дружбы.
Слайд 15Типичные ошибки при формулировании проблемы
Непонимание проблемы.
Неумение сформулировать проблему.
Неоправданное расширение или
сужение проблемы.
Подмена проблемы авторской позицией.
Подмена проблемы пересказом.
Слайд 16Комментарий основной проблемы текста
Это толкование, объяснение основной проблемы текста, но
НЕ ПЕРЕСКАЗ!
Помни: НЕЛЬЗЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ. Пересказ текста
оценивается нулём баллов.
Слайд 17 Начиная комментировать проблему, ты можешь указать
Как характеризует автора выбор
данной проблемы?
Автор данного текста
- настоящий гражданин Отечества
- не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции
-глубокий знаток человеческой души…
Слайд 18Можно использовать такие конструкции
Автор раскрывает проблему на примере… (случая из
жизни (кого?))
Поступок героя свидетельствует о том, что…
Автор осуждает (одобряет) поступок
героя и приводит к выводу о том, что…
В качестве примера автор рассказывает о…
Автор обращает внимание на…
В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
Автор (писатель, публицист) озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что…
Слайд 19Типичные ошибки при комментарии
1. Подмена комментария пересказом.
2. Отсутствие комментария.
3. Подмена
комментария цитированием.
4. Несоответствие комментария заявленной проблеме.
5. Отсутствие опоры на текст.
Слайд 20Выявление авторской позиции
Позиция автора - это его отношение к обсуждаемой
проблеме.
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора
– это ответ на поставленный вопрос.
Важно понять, что авторская позиция может выражаться прямо (как чаще всего бывает в текстах научного, делового и публицистического стиля), но может выражаться в подтексте (обычно встречается в текстах художественного и публицистического стилей).
Слайд 21Чтобы отразить позицию автора,
можно использовать следующие конструкции:
Автор считает, что…
Автор
убеждён в том, что…
По убеждению автора, …
Автор убеждает нас в
том, что…
Позиция автора такова:…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу:…
Позиция автора сформулирована в следующих строках: «».
Слайд 22Как найти в тексте авторскую позицию?
Автор может использовать
Слова – маркеры:
главное, самое важное, надо, нужно и др.
Оценочная лексика: «зло агрессивно»
и др.
Средства выразительности: ирония, риторическое восклицание, обращение, вопрос и др.
Вводные слова: к сожалению, к счастью и др.
Побудительные предложения: «Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя».
Слайд 23СОВЕТЫ
Позиция автора обычно содержится в заключительной части текста, там, где
автор подводит итог сказанному.
Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном
абзаце.
Старайтесь сформулировать позицию автора своими словами.
При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, или используйте часть предложения.
Слайд 24Типичные ошибки
Отсутствует авторская позиция.
Позиция автора формулируется слишком широко и (или)
неточно.
Формулируется позиция автора по другой проблеме текста.
Позиция автора подменяется мнением
рассказчика. Не путать понятия автор и рассказчик (повествователь).
Позиция автора подменяется цитированием.
Слайд 25
Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.
Можно соглашаться или
не соглашаться с автором. Но обязательно нужно обосновать свою позицию,
привести 2 доказательства:
- случаи из жизни, значимые не только для автора сочинения;
- примеры из художественных, публицистических произведений;
- исторические факты.
Все факты должны передаваться без искажений,
точно и кратко.
Собственная точка зрения излагается корректно.
Слайд 26Чтобы выразить собственное мнение по проблеме,
можно использовать следующие конструкции:
Я
полностью разделяю позицию автора…
Я согласен с мнением автора…
Позволю себе высказать
свою точку зрения…
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Я разделяю точку зрения автора в том, что…
Текст произвёл на меня неизгладимое впечатление…
Кто из нас не знает (не слышал, не читал, не размышлял)…, но задумывались ли мы о…
Проблема (чего?)… встречается в жизни и в художественных произведениях. Например, в романе Толстого «Война и мир».
Слайд 27Отсутствие аргументов.
Аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям
исходного текста.
Аргументы не подходят к заявленной проблеме.
Этически некорректное изложение доводов.
Типичные
ошибки
Слайд 28Заключение
1.Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой.
2.Должно завершить
сочинение, обратить внимание эксперта на самое главное.
3.Быть логическим завершением рассуждений
по поводу проблемы текста.
Слайд 29В заключение хочу сказать, что…
Прочитав текст (автор), я впервые серьёзно
задумался о том, что…
Таким образом, проблема … актуальна во все
времена.
Слайд 30Виды заключения
Обобщение основных мыслей автора.
Вопросительное предложение, в том числе риторический
вопрос.
Призыв, обращение к читателю.
Использование цитат.
Слайд 31Обобщение основных мыслей автора
Итак, автор показал нам, что желание спасти
боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеть
самого себя ради блага других. Это и есть подвиг!
Слайд 32Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос
Художественная литература дарит нам
несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас
отказываться от этого бесценного дара?
Слайд 33Призыв, обращение к читателю
Итак, перед тем, как включить телевизор и
погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет
ли вокруг нам людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок. ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?
Слайд 34Использование цитат
Итак, текст К.Паустовского ещё раз заставил меня убедиться
в том, что любая война приносит человечеству только беды и
страдания. Как тут не вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Слайд 35Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) - академик, публицист, интеллигент, человек высочайшей
духовной культуры.
«Письма о добром
и прекрасном»:
- милосердии и жестокости
- мужестве и героизме
- чести и бесчестии
- дружбе и предательстве
- добре и зле
- правде и лжи
- патриотизме и измене…
Слайд 36Д.С.Лихачёв о «добром и прекрасном»
Патриотизм - это тема, если можно
так сказать, жизни человека, его творчества!
Совесть – это в основном
память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Любовь – это необъяснимо, но потом – верность и постоянство.
Сохрани достоинство - возродится и культура, и экономика, и государственность, и величие России.