Слайд 1Урок развития речи
в 10 классе
Подготовка к сочинению-рассуждению
« С
чего начинается Родина ?»
Урок русского языка в 10 классе
Учитель: Рукавишникова
С.А.
Слайд 2«…самодеятельность доставляет ученику то наслаждение, которое всегда связано с исканием
мысли,…всегда бодрит, поднимает энергию, создает независимость мышления, прививает любовь к
знанию»
(Н. К. Кульман)
Слайд 3ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг
с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств.
2.
Основной вопрос, поставленный и решаемый автором текста
3. То, о чём говорится в тексте, часто отражается в заглавии
4. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя
5. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать
6. Доказательства, приводимые в поддержку текста
7. Тема текста раскрывается через систему других, более узких тем, каждая из которых в свою очередь излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац
Слайд 4ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1. Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных
друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых
средств. - текст
2. Основной вопрос, поставленный и решаемый автором текста - это проблема.
3. То, о чём говорится в тексте, часто отражается в заглавии – это тема.
4. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя – это идея, основная мысль текста.
5. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать – тезис.
6. Доказательства, приводимые в поддержку текста – аргументы.
7. Тема текста раскрывается через систему других, более узких тем, каждая из которых в свою очередь излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац – микротема
Слайд 5
СТИЛИ РЕЧИ
Разговорный
Книжный
научный;
официально-деловой;
публицистический;
художественный.
Слайд 6ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
ТИПЫ РЕЧИ
Слайд 7ТИПЫ РЕЧИ
РАССУЖДЕНИЕ
Что такое рассуждение?
Рассуждение - это смысловой тип речи, в
котором последовательно излагается ряд мыслей на какую-либо тему, приводятся суждения,
разъяснения, доказательства
Слайд 8ТИПЫ РЕЧИ
РАССУЖДЕНИЕ
Как строится рассуждение?
В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:
тезис
— мысль, нуждающаяся в доказательстве;
аргументы — факты, примеры, высказывания, доказывающие
или
опровергающие тезис;
вывод — общий итог, заключение по поводу тезиса.
Слайд 9•абстрактная лексика;
•вводные слова, производные предлоги, составные союзы;
•сложноподчиненные и простые осложненные
предложения
ЯЗЫКОВЫЕ
ОСОБЕННОСТИ РАССУЖДЕНИЯ
Слайд 10 Вступление.
Проблема, над которой размышляет автор.
Комментарий.
Выявление позиции автора.
Собственное мнение (согласие или
несогласие с позицией автора).
Первый аргумент.
Второй аргумент.
Вывод (заключение).
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
Слайд 13ЭПИГРАФ К УРОКУ:
У кого есть
настоящая Родина и чувство ее, тот
не нищ.
Б. К. Зайцев
Слайд 14Василий Иванович Белов
Васи́лий Ива́нович Бело́в (23 октября 1932) — русский «деревенский»
писатель.
Красной нитью через все его творчество проходит тема Малой Родины,
из которой рождается и вырастает наша Великая Родина, Великая Россия.
Слайд 15
НА РОДИНЕ
Мне кажется, что я слышу,
как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с
маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыбий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине!
Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» - словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает березовый шелест.
И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам…
(В. И. Белов)