Слайд 1Урок развития речи
в 11 классе.
Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту И.
Руденко
(в рамках подготовки учащихся к написанию части С).
МКОУ Таловская СОШ
Провела
учитель русского языка и литературы Пирко Татьяна Васильевна
Слайд 2Цели урока:
1) В ходе комплексного анализа текста отобрать материал, необходимый
для написания сочинения-рассуждения;
2) продолжить работу по формированию умений, навыков вдумчивого,
осмысленного чтения, зрелости суждений при интерпретации текста;
3) воспитывать толерантное отношение к людям любой национальности и нетерпимость к движению скинхедов.
Слайд 3Текст для комплексного анализа.
(1) Страшно.(2) Мерзко. (3)Чудовищно.
(4)В поезде Москва - Усово группа молодых парней
набросилась на незнакомого парня, избила его до полусмерти.(5) Этого им показалось мало, и на остановке они выбросили бесчувственного, но ещё живого человека под колёса остановившегося поезда.
(6)Но, как известно, дьявол в деталях.(7) А «детали» такие: их было двадцать три – он один.(8) Они кричали: «Россия – для русских!» - несчастный был киргизом.(9) Мигрант и студенты столичных вузов (один школьник), одетые в дорогие куртки, аккуратно коротко стриженные, трезвые.(10) Скинхеды.
(11)Киргиз, таджикская девочка, вьетнамский, конголезский студенты, таджикский, узбекский рабочие, евреи в синагоге – сколько их, виноватых лишь в цвете кожи, чертах лица, родном нерусском языке?(12) Душегубы в Москве, Петербурге, Воронеже, Сургуте…(13) Да и что же это у нас происходит?
(14) Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба ХХ века.(15) «Имя этой болезни – ксенофобия», - таков приговор знатока проблемы, известного психолога Александра Асмолова. (16) Скажете, преувеличение? (17) Дескать, «отморозки» есть в любом обществе и в любые времена.
Слайд 4 (18) Но эти-то «отморозки» особого рода –
фашиствующие. (19) А суды долгое время не замечали расовой ненависти
– судили за обыкновенное хулиганство. (20) Теперь стали бы вроде замечать, но присяжные-то оправдывают!
(21) Мерзко. (22) Страшно. (23) Чудовищно.
(24) Не принадлежу к тем, кто считает, что опасность русского фашизма преувеличена. (25) А таких немало. (26) Не сомневаюсь, что в стране, фашизм победившей, где нет семьи, от фашизма так или иначе пострадавшей, где само это слово «фашист» всё ещё ругательство, любители свастики сумеют повести за собой людей. (27) Но вот превосходство одних над другими, падение ценности человеческой жизни, тупое мещанско-обывательское сознание опускающей до внеморальной животности – человекофобия – есть питательная среда, из которой фашизм вырасти может.
«(28) Мы живём в эпоху прощания с гуманизмом», - горько замечает известный артист и умный, совестливый человек Сергей Юрский. (29) Не хочется верить, что это так. (30) Но если так, то нам необходима гражданская солидарность против всякого попрания гуманистических начал жизни. (31) Многие считают, что это дело правоохранительных органов. (32) Ну а мы-то сами? (33) Пешки, что ли? (34) Щепки истории? (35) Рабы времени и обстоятельств? (36) Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. «(37) Что делать с враждебностью, агрессией, насилием, которые захлёстывают нас?» - спросили режиссёра Адабашьяна. (38) Он ответил: «(39) Это эпидемия. (40) А что можно противопоставить эпидемии? (41) Личную гигиену».
(42)… - Ироды! – закричали женщины на платформе Усово. (43) А мужчины помогли вызванной машинистом остановившегося поезда милиции скрутить двенадцать из двадцати трёх этих иродов. (44) Бог ты мой, может, это начало осознания нами, обычными людьми, той болезни, что страшнее водородной бомбы?
(45) Нетерпимым можно и надо быть лишь к нетерпимости.
(И.Руденко).
Слайд 5Вопросы на восприятие.
- Вы прослушали текст. Какое впечатление он
на вас произвёл, какие чувства вы испытали, услышав его?
-
О чём он? Какую тему затрагивает автор в своей статье. Запишите в таблицу.
- Над какими проблемами призывает нас задуматься автор текста и какая из них основная? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к памятке. Внимание на экран.
Справка.
Основная проблема – это та,
которая стала объектом раздумий автора;
над которой он в основном размышляет;
к которой он неоднократно возвращается;
по которой отчётливо заявлена позиция автора.
Слайд 6 - Теперь, прочитав памятку, найдем проблему исходного текста, в
которой нет грамматических ошибок, и запишем её в тетрадь.
Внимание на экран!
Автор рассматривает проблему того, что падает ценность человеческой жизни.
В тексте излагается проблема о преступности.
Автор анализирует проблему об отсутствии гражданской солидарности.
В тексте поднимается проблема преступности на почве межнациональной неприязни.
- Исходя из основной проблемы, скажите, какое название больше подойдёт к данной статье? Обоснуйте выбор:
Ироды.
Эпоха прощания с гуманизмом.
Что страшнее водородной бомбы?
Надо быть нетерпимым!
Слайд 7 - Теперь постараемся прокомментировать проблему, опираясь на исходный текст,
а для этого вспомним, чего не должно быть в комментарии.
Памятка.
В комментарии не должно быть следующего:
пересказа исходного текста или любой его части;
рассуждений по поводу всех проблем текста;
комментариев о действиях героев текста;
общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем.
- Что в качестве аргументов приводит публицист? Почему он опирается на оценочную лексику простых граждан, приводя в качестве примера слово «ироды».
- Кто такой Ирод?
Слайд 8Обратимся к справке на экране
Ирод Великий, царь Иудеи,
был известен своей жестокостью. По его приказанию было уничтожено множество
людей, в том числе его собственная жена и два сына. Мнительный и властолюбивый, он уничтожал всех, в ком видел соперников; в христианской мифологии ему приписывается «избиение младенцев» при известии о рождении Христа. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его третьего сына Антипатра.
- В каком же значении автор использует слово «ироды»?
- Что ещё в качестве аргументов использует
И. Руденко в своей статье? Ответ запишите в таблицу.
Слайд 9- Ещё в качестве аргументов Руденко приводит
высказывания известного психолога Александра
Асмолова,
замечательного актёра Сергея
Юрского, талантливого режиссера Адабашьяна.
- Что общего в словах
этих людей? Почему они не сдерживают своих эмоций, когда говорят о нашем жестоком времени?
- Какое художественное средство помогает автору передать «дьявола в деталях»(предложение 7-9)?
контекстуальные антонимы;
сравнительный оборот;
градация;
олицетворение.
Слайд 10 - На основании всего вышеизложенного попробуем охарактеризовать автора текста,
составив из данных ниже слов и словосочетаний предложение и вставив
пропущенные буквы.
Автор…
п…ражён(нн)ый;
зар…ждающийся рус(сс)кий фашизм;
пр…зывать;
встревожен(нн)ый;
случивш…мся в поезде;
гражданская с…лидарность.
Слайд 11- С какой целью публицист использует повтор риторических вопросов (предложение
33-35)?
1) чтобы оскорбить чувства читателя;
2) чтобы подчеркнуть бессилие каждого из
нас перед лицом фашизма;
3) чтобы заставить читателя задуматься о своей роли в общем деле противостоянии агрессии.
- Для чего нам необходим такой подробный анализ текста?
Слайд 12Весь этот анализ текста нам необходим для того, чтобы выяснить
авторскую позицию по поднятой проблеме. Давайте вспомним, какие виды авторской
позиции мы знаем? В этом нам поможет памятка. Читаем её.
Памятка
Авторская позиция может быть выражена
чётко, прямо, непосредственно: через модальный план текста:
в названии текста; риторические вопросы;
в отдельных предложениях; риторические восклицания;
через ряд аргументов. порядок слов;
лексические повторы;
оценочную лексику;
модальные слова и частицы;
ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.
Слайд 13Как вы думаете, в каких предложениях
текста открыто звучит авторская позиция?
21
– 23;
24 – 26;
32 – 35.
Сформулируйте авторскую позицию и
запишите
её, добавив к вышенаписанному
предложению. Что у вас получилось?
Слайд 14 Автор, поражённый случившимся в поезде и встревоженный зарождающимся
русским фашизмом, призывает к гражданской солидарности и даёт открыто свою
оценку случившемуся, используя ряд безличных предложений: «Мерзко. Страшно. Чудовищно.»
- Разделяете ли вы точку зрения публициста, актуальна ли проблема, поднятая им?
Отвечая в своей таблице на эти вопросы, помните, что без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной. В своей работе используйте памятку, которая вам поможет выбрать необходимое речевое клише при ответе на вопрос.
Слайд 15Оценочные слова.
С удовольствием прочитал…
Нельзя остаться равнодушным…
К сожалению,..
К немалому удивлению, узнал,
что…
Убедительность автора в правильности данных им оценок не может не
вызвать симпатии читателя…
Разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…
Возмущает (радует, восхищает, огорчает, и т.п.) то, что…
Интересно то, как автор…
Слайд 16- Что у вас получилось?
- Мы помним, что при
написании данной работы вы должны привести 2 своих аргумента, подтверждающих
или опровергающих точку зрения автора.
- Что мы считаем аргументами?
Слайд 17А теперь вновь перед нами справочный материал, позволяющий доказательно написать
эту часть сочинения.
Виды Ваших аргументов.
Положения официальных документов.
Различные общественные законы.
Законы природы.
Народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п.
Статистические данные.
Научные данные.
Примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы.
Примеры из жизни окружающих.
Ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
Имена исторических деятелей.
Ссылки на признанные авторитеты и их произведения.
Свидетельства очевидцев.
Названия событий.
Цитаты.
Даты.
Различные факторы (место, обстоятельства, участники событий).
Собственные наблюдения и выводы.
Слайд 18- Вам в качестве домашнего задания предлагалось найти 2 аргумента
о ксенофобии и расовой ненависти. Послушаем, что у вас получилось.
-
А каковы же варианты заключения и что предполагает данная часть работы?
- Как вы думаете, имеет ли этот текст воспитательные значения?
Докажите.
Слайд 21Домашнее задание.
В тетрадях по развитию речи напишите сочинение-рассуждение
по тексту
И. Руденко, опираясь на рабочий материал из таблицы.