Слайд 1Способы передачи
чужой речи
Учитель Лебедева Евгения Игоревна
муниципальная Новлянская средняя общеобразовательная
школа
Заволжского муниципального района Ивановской области
Слайд 2Уважаемые ребята!
Мы вместе изучим
новый материал,
и я
помогу вам выполнить
практические задания
Слайд 3Чужая речь
может передаваться
с помощью :
Прямой
речи
Косвенной речи
Вводных слов
4. Дополнения с предлогом О
Слайд 41.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».
2.Учитель
сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.
3.По словам
учителя, быстрое чтение – очень важный навык.
4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.
Слайд 5Определите в предложениях способ передачи чужой речи.
Мне рассказали о прилёте
журавлей.
Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
По
мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.
4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.
Слайд 6Прямая речь – это точная передача чужого высказывания
Предложения с прямой
речью состоят из двух частей : слов автора и собственно
чужой речи.
Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.
Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.
4) « П », - а
2) А : « П! » 5) « П !» - а
А : « П? » 6) « П ?» - а
7) « П, - а, - п.»
8) « П, - а. - П.»
9) « П ? – а. – П.»
10) « П ! – а. – П.»
Оформление прямой речи на письме
Слайд 8Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания.
1.Что
с вами приключилось, малыши?
2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.
3.В.Г.Белинский писал о том
что стих Пушкина благороден, изящно прост…
4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.
5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?
6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.
7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.
8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
Слайд 9Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)
Так я ж
вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.
1)
«П!- а.- П!»
2) «П,- а,- п!»
3) «П»,- а,- «п!»
4) «П,- а,- п»!
Слайд 10- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр.
- Конечно. Он
живёт у нас на даче, - сказал Севка.
- А разве
звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр.
- Все вымерли, а один остался.
- А почему он остался?
Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка.
( В.Токарева)
Слайд 11Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где
первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная
(чужая) речь (придаточное предложение).
СРАВНИТЕ
1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»
2.Мне было сказано, что так поступать нельзя.
Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.
Слайд 13Замените прямую речь косвенной
«Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой
знакомый.
Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»
Слайд 14Расставьте знаки препинания в предложениях
1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим
позвольте я вам помогу.
2) Мама сказал Митя давай я грядку
вскопаю я уже умею.
3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.
4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.
Слайд 15Цитата
- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания,
приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.
Слайд 161)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При
этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях
с прямой речью.
«Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»
2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.
Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас».
В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
Слайд 173) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных
слов ставится многоточие.
Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить
должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»
4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.
Стихотворение М.Цветаевой начинается так :
Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
Слайд 18Найдите неправильный способ цитирования.
А.Т.Твардовский писал: «У каждого из нас свой
Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь
в самом начале её и уже не покидает нас до конца».
2) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».
3) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца».
4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».