Слайд 1Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации
Слайд 2Цели:
а) образовательная:
дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации
как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить
грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.
в) развивающая:
развивать творческие способности учащихся;
развивать языковые и лингвистические компетенции;
способствовать формированию компонентов информационной культуры.
б) воспитательная :
воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
воспитывать умение работать самостоятельно.
Слайд 3Словарная работа
Арина Родионовна, нянчить, Пушкин.
Она, рассказать, он, русские, сказки.
Она, быть,
верная, “подруга дней суровых”, поэт.
Задание:
Составьте и запишите предложения из
данных слов, употребляя глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже.
Слайд 4Попробуйте составить предложения из данных слов:
в, и, не, от, про,
с, а , к, по, за, у, из, о, как
Слайд 5Работа с опорной схемой
(в малых группах)
Слайд 6Предлоги
связывают слова в словосочетании и предложении
по происхождению
по составу
Непроизводные
Простые
Производные
Сложные
Слайд 7Союзы
связывают части сложного предложения или однородные члены
по значению и функции
по
составу
Сочинительные
Простые
Подчинительные
Составные
Слайд 8Частицы
передают эмоции и смысловые отношения
по значению и функции
по составу
Смысловые
Простые
Формообразующие
Сложные
Слайд 9Подберите к данным словам зависимые слова, чтобы более точно обозначить
действия:
Едет на (куда?)
плывет на (чем?)
стоит у (чего?)
рисует
(чем?)
читает (что?)
отдыхает (когда?)
находится (где?)
Задание:
Составить предложения с данными словосочетаниями.
Слайд 10Вывод:
Слова, соединяясь
друг с другом по определенным правилам, образуют словосочетания и предложения.
Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста, называется синтаксисом.
Словосочетание - это первая и самая маленькая синтаксическая единица.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова, связанных по смыслу и грамматически.
Слайд 11
Составьте и запишите словосочетания:
Зимний, дорога; у, лесной, ручей; петь, хор;
гулять, лес, в.
Вопрос:
Какими частями речи выражены главные и зависимые
слова в словосочетаниях?
Слайд 12
Составьте 3-4 предложения на тему:
«В цветочном магазине», используя полученные
словосочетания.
Фиалка, ландыш, гвоздика, незабудка.
Слова для справок: лиловый, белый, голубой, алый.
Слайд 13
Вывод:
Предложение – это основная синтаксическая единица, служащая для общения людей,
выражения их мыслей и чувств.
Предложение – это вторая синтаксическая
единица.
Слайд 14Составить с данными словами предложения:
Быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко;
Скоро,
польет, сильная, дождь;
Небо, нахмуриться.
Слайд 151. Быстрая ласточка низко летит над землей.
2. Скоро польет сильный
дождь.
3. Небо нахмурилось.
Что изменилось в предложениях?
1. Быстрая ласточка летит над
землей, лесом, рекой, полем.
2. Небо нахмурилось, скоро польет сильный дождь.
Слайд 16Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и
чувства, а читающему – понять их.
К.
Паустовский рассказывает, как однажды знакомый писатель принес в редакцию рассказ, который был труден для восприятия, но интересен по теме. Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не приписав ни одного слова…
«На следующее утро, - вспоминает К. Паустовский, - я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
- Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно все знаки препинания…. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…»
Слайд 17Вывод:
Раздел лингвистики, который изучает правильную постановку знаков препинания, называется пунктуация.
Слайд 18Запомните:
Главные члены предложения (грамматическая основа) не являются словосочетанием.
Слайд 19Закончить предложение:
Синтаксис-это ______________________________.
Пунктуация–это ____________________________.