Слайд 1Лингвистический анализ рассказа
Л.Н.Толстой «После бала»
Учитель. Камышенкова Л.Е.
Слайд 2ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТА
Лингвострановедческий комментарий:
Дворянство в России — сословие — сословие (дворянство — сословие (дворянство) в России княжеского — сословие (дворянство) в России княжеского, царского — сословие (дворянство) в
России княжеского, царского и имперского периода — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII веке — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского
периода, возникло в XII веке как часть военно-служилого сословия — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII веке как часть военно-служилого сословия, составлявшая двор — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII веке как часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII веке как часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII веке как часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. Свод законов Российской империи определял дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами»
Усадьба - как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков.
Крымская война (1853-1856) - в качестве основной причины Крымской войны выступило столкновение интересов на Балканах и Ближнем Востоке таких держав как Австрия, Франция, Англия и Россия. Ведущие европейские государства стремились к раскрою турецкий владений для увеличения рынка сбыта. При этом, Турция всячески хотела взять реванш после поражений в войнах с Россией.
Царь Николай I – правил в России 1826-1855г. В 1834 г. генерал-лейтенант Н. Н. Муравьёв составил записку «О причинах побегов и средствах к исправлению недостатков армии». «Я составил записку, в коей изложил горестное состояние, в коем находятся войска в нравственном отношении, — писал он. — В записке сей были причины упадка духа в армии, побегов, слабости людей, заключающиеся большею частью в непомерных требованиях начальства в частых смотрах, поспешности, с коею старались образовать молодых солдат, и, наконец, в равнодушии ближайших начальников к благосостоянию людей, им вверенных.»
Слайд 3ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТА
О писателе
Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)
Принадлежал к старинному дворянскому роду
Родился
9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся его жизнь. Он покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе(1851г) и участвовал в Крымской войне, обороне Севастополя (1854-1855г.)
Здесь он написал свои самые известные произведения «Война и мир», «Анна Каренина»
Здесь выросли его дети, здесь он создал в 1859 году школу для крестьянских детей, написал для них «Азбуку» и воспитывал их по своей методике
Он всю жизнь мечтал об обществе людей, основанном на всеобщей любви к ближним, вел дневники с целью самосовершенствования, самовоспитания, изменения в лучшую сторону.
Особое внимание писатель уделял истории. Среди художественных произведений, запечатлевших исторические события, выделяются»Кавказский пленник». «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Хаджи-Мурат», В ранней юности история казалась ему лишь набором разрозненных дат и событий . Со временем Толстой пришёл к философскому осмыслению истории. Особенности художественного историзма писателя заключались не только в исторических сочинениях, но и во всем творчестве писателя. Произведения, посвященные современности, также могут быть историчными. Если правильно воспроизводят суть времени, в которое живет писатель
Слайд 4Ответьте на вопросы
Когда родился Л.Н.Толстой?
Что вы знаете о жизни Л.Н.Толстого
и что нового узнали сегодня?
О чем мечтал писатель для
совершенствования общества, зачем вёл личные дневники?
Какие произведения, прочитанные вами ранее, рассказывали об исторических событиях, происходивших в России?
Какие произведения, запечатлевшие исторические события, создал Л.Н.Толстой?
В чем заключался художественный историзм Л.Н.Толстого?
По окончании изучения рассказа ответьте на вопрос: можно ли назвать рассказ «После бала» историческим?
Объясните смысл выражения «реализм» в литературе.
Можно ли назвать рассказ «После бала» реалистичным?
Слайд 5ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТА
Рассказ «После бала»написан в 1903 году , но повествует
о 40-х годах19 века, о времени правления Николая 1, прозванного
Николаем Палкиным.. В преклонном возрасте писатель вернулся к воспоминаниям своей молодости , положив их в основу сюжета рассказа «После бала», чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушается справедливость и человечность
Слайд 6Ответьте на вопросы
Что такое рассказ?
Докажите. Что «После бала» рассказ в
рассказе.
Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Л.Н.Толстой?
Можно ли сказать. Что рассказ Л.Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н.Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, к 40-м годам 19 века?
Первоначально рассказ назывался по-разному: «Дочь и отец». «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…». Почему автор остановился на названии «После бала»? Выясните после прочтения .
Слайд 7Притекстовые задания
Определите жанр произведения. Что необычного вы заметили в его
построении?
Рассказ начинается внезапно. Разговор ведется о нравственных ценностях человеческого бытия:
«… для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди»)
Слайд 8
Какое событие описано в рассказе?
Бал у губернатора, влюбленность героя, разочарование,
потрясение от жестокости случившегося после бала)
Слайд 9
Прочитайте фрагмент рассказа. Объясните значение слова «камергер».
«А дело в том,
что во время моей самой сильной любви к ней был
я в последний день Масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера»
Слайд 10
Объясните значение словосочетания «пьян любовью»
«Хоть я и охотник был до
шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян
любовью, но зато танцевал до упаду…»
Слайд 11
Найдите в 1 части ключевые слова, эпитеты, характеризующие эмоциональную обстановку.
Бал
чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, мотив в мазурке
звучит беспрерывно.
Слайд 12
Какой видит Вареньку главный герой? Какое чувство он испытывает по
отношению к ней?
Варенька в белом платье и в белых перчатках,
в белых башмачках. У нее смеющееся, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза.
Слайд 13
Прочитайте фрагмент рассказа, поберите синоним к слову «грациозная».
«..в молодости, восемнадцати
лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная.
Держалась она всегда необыкновенно, прямо как будто не могла иначе.»
Грациозная изящная
Слайд 14
Каким мы видим полковника, отца Вареньки?
Красивый, статный, высокий, свежий, с
белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с
широкой грудью, сильными плечами и стройными ногами.
Слайд 15
Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа
воспринимает «с восторженным умилением»?
Он влюблен, очарован праздничной атмосферой званого ужина,
близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты. Иван Васильевич доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит восторженными глазами.
Слайд 16
Прочитайте фрагмент рассказа. С помощью какой художественной детали автор доказывает
искренность чувств полковника к дочери?
«Вся зала следила за каждым движением
пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероуголными носкамии без каблуков. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные»
(домодельные сапоги)
Слайд 17
Перечитайте начало 2 части рассказа. Найдите ключевые слова, создающие эмоциональное
настроение.
В весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади
под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди, солдаты в черных мундирах, неприятная, визгливая музыка.
Слайд 18
Сопоставьте полковника и наказываемого.
Полковник: высокий военный в шинели и фуражке.
Наказываемый:
оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина
его- что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное.
Полковник: шел твердой, подрагивающей походкой.
Наказываемый: Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу..подвигался ко мне, опрокидываясь назад. И тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед.
Полковник: румяное лицо и белые бакенбарды.
Наказываемый: сморщенное от страдания лицо.
Полковник: твердым шагом двигалась высокая, статная фигура.
Наказываемый: спотыкающийся, корчащийся человек
Слайд 19
Зачем автор использует контрастное изображение героев?
Контрастное изображение героев, их психологического
состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо
их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.
Слайд 20
Какой оборот использует автор, чтобы усилить впечатление антигуманности?
Описательный оборот в
форме среднего рода:
«что-то страшное, приближающееся ко мне»
Слайд 21
Во 2 части найдите контекстуальные синонимы.
Для обозначения жертвы автор использует
контекстуальные синонимы: человек (3раза), наказываемый (4 раза), татарин (4 раза).
Слайд 22
Прочитайте фрагмент. С какой целью автор использует в нем обилие
глаголов и глагольных форм?
«Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому
снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед – и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад.»
(Стремился передать многоаспектовое действие в комплексе. Труднопроизносимая фраза с нагромождением слов, обозначающая действие должна более точно передать неестественность и ужас происходящего.)
Слайд 23
В чем, по-вашему, значение рассказа Л.Н.Толстого «После бала»?
(Писатель своим
произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ставил широкие
гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?
Слайд 24Послетекстовый анализ
1. Почему этот текст по своему жанру является рассказом?
В
центре повествования рассказа «После бала» - одно важное событие из
жизни Ивана Васильевича, один герой.
2. Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших «после бала»?
Хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц, однако после бала происходит событие, заменившее жизнь героя.
Слайд 25Послетекстовый анализ
3. Опираясь на конспект статьи из учебника, назовите художественные
особенности рассказа «После бала».
4. Кто главный герой рассказа и почему?
5.
Что мы знаем о нём?
6. Какие приёмы использует автор для создания его образа?
А) самохарактеристика;
Б) оценка других героев;
В) изображение поступков героя;
Г) речевая характеристика.