Разделы презентаций


Лингвистический анализ рассказа Л.Н. Толстой После бала

Содержание

ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТАЛингвострановедческий комментарий:Дворянство в России — сословие — сословие (дворянство — сословие (дворянство) в России княжеского — сословие (дворянство) в России княжеского, царского — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII веке — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII веке как часть военно-служилого сословия — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лингвистический анализ рассказа
Л.Н.Толстой «После бала»
Учитель. Камышенкова Л.Е.

Лингвистический анализ рассказаЛ.Н.Толстой «После бала»Учитель. Камышенкова Л.Е.

Слайд 2ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТА
Лингвострановедческий комментарий:
Дворянство в России — сословие — сословие (дворянство — сословие (дворянство) в России княжеского — сословие (дворянство) в России княжеского, царского — сословие (дворянство) в

России княжеского, царского и имперского периода — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII веке — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского

периода, возникло в XII веке как часть военно-служилого сословия — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII веке как часть военно-служилого сословия, составлявшая двор — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII веке как часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII веке как часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII веке как часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. Свод законов Российской империи определял дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами»

Усадьба - как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков.

Крымская война (1853-1856) - в качестве основной причины Крымской войны выступило столкновение интересов на Балканах и Ближнем Востоке таких держав как Австрия, Франция, Англия и Россия. Ведущие европейские государства стремились к раскрою турецкий владений для увеличения рынка сбыта. При этом, Турция всячески хотела взять реванш после поражений в войнах с Россией.

Царь Николай I – правил в России 1826-1855г. В 1834 г. генерал-лейтенант Н. Н. Муравьёв составил записку «О причинах побегов и средствах к исправлению недостатков армии». «Я составил записку, в коей изложил горестное состояние, в коем находятся войска в нравственном отношении, — писал он. — В записке сей были причины упадка духа в армии, побегов, слабости людей, заключающиеся большею частью в непомерных требованиях начальства в частых смотрах, поспешности, с коею старались образовать молодых солдат, и, наконец, в равнодушии ближайших начальников к благосостоянию людей, им вверенных.»
ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТАЛингвострановедческий комментарий:Дворянство в России — сословие — сословие (дворянство — сословие (дворянство) в России княжеского — сословие (дворянство) в России княжеского, царского — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода — сословие (дворянство) в России княжеского, царского и имперского периода, возникло в XII

Слайд 3ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТА
О писателе

Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)
Принадлежал к старинному дворянскому роду
Родился

9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся его жизнь. Он покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе(1851г) и участвовал в Крымской войне, обороне Севастополя (1854-1855г.)
Здесь он написал свои самые известные произведения «Война и мир», «Анна Каренина»
Здесь выросли его дети, здесь он создал в 1859 году школу для крестьянских детей, написал для них «Азбуку» и воспитывал их по своей методике
Он всю жизнь мечтал об обществе людей, основанном на всеобщей любви к ближним, вел дневники с целью самосовершенствования, самовоспитания, изменения в лучшую сторону.
Особое внимание писатель уделял истории. Среди художественных произведений, запечатлевших исторические события, выделяются»Кавказский пленник». «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Хаджи-Мурат», В ранней юности история казалась ему лишь набором разрозненных дат и событий . Со временем Толстой пришёл к философскому осмыслению истории. Особенности художественного историзма писателя заключались не только в исторических сочинениях, но и во всем творчестве писателя. Произведения, посвященные современности, также могут быть историчными. Если правильно воспроизводят суть времени, в которое живет писатель
ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТАО писателе         Лев Николаевич Толстой(1828 – 1910)Принадлежал к

Слайд 4Ответьте на вопросы
Когда родился Л.Н.Толстой?
Что вы знаете о жизни Л.Н.Толстого

и что нового узнали сегодня?
О чем мечтал писатель для

совершенствования общества, зачем вёл личные дневники?

Какие произведения, прочитанные вами ранее, рассказывали об исторических событиях, происходивших в России?
Какие произведения, запечатлевшие исторические события, создал Л.Н.Толстой?
В чем заключался художественный историзм Л.Н.Толстого?
По окончании изучения рассказа ответьте на вопрос: можно ли назвать рассказ «После бала» историческим?
Объясните смысл выражения «реализм» в литературе.
Можно ли назвать рассказ «После бала» реалистичным?
Ответьте на вопросыКогда родился Л.Н.Толстой?Что вы знаете о жизни Л.Н.Толстого и что нового узнали сегодня? О чем

Слайд 5ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТА
Рассказ «После бала»написан в 1903 году , но повествует

о 40-х годах19 века, о времени правления Николая 1, прозванного

Николаем Палкиным.. В преклонном возрасте писатель вернулся к воспоминаниям своей молодости , положив их в основу сюжета рассказа «После бала», чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушается справедливость и человечность
ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТАРассказ «После бала»написан в 1903 году , но повествует о 40-х годах19 века, о времени правления

Слайд 6Ответьте на вопросы
Что такое рассказ?
Докажите. Что «После бала» рассказ в

рассказе.
Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Л.Н.Толстой?

Можно ли сказать. Что рассказ Л.Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н.Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, к 40-м годам 19 века?
Первоначально рассказ назывался по-разному: «Дочь и отец». «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…». Почему автор остановился на названии «После бала»? Выясните после прочтения .
Ответьте на вопросыЧто такое рассказ?Докажите. Что «После бала» рассказ в рассказе.Рассказ написан в 1903 году. О каком

Слайд 7Притекстовые задания

Определите жанр произведения. Что необычного вы заметили в его

построении?
Рассказ начинается внезапно. Разговор ведется о нравственных ценностях человеческого бытия:

«… для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди»)
Притекстовые заданияОпределите жанр произведения. Что необычного вы заметили в его построении?Рассказ начинается внезапно. Разговор ведется о нравственных

Слайд 8



Какое событие описано в рассказе?
Бал у губернатора, влюбленность героя, разочарование,

потрясение от жестокости случившегося после бала)

Какое событие описано в рассказе?Бал у губернатора, влюбленность героя, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала)

Слайд 9


Прочитайте фрагмент рассказа. Объясните значение слова «камергер».
«А дело в том,

что во время моей самой сильной любви к ней был

я в последний день Масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера»
Прочитайте фрагмент рассказа. Объясните значение слова «камергер».«А дело в том, что во время моей самой сильной любви

Слайд 10


Объясните значение словосочетания «пьян любовью»
«Хоть я и охотник был до

шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян

любовью, но зато танцевал до упаду…»
Объясните значение словосочетания «пьян любовью»«Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без

Слайд 11
Найдите в 1 части ключевые слова, эпитеты, характеризующие эмоциональную обстановку.
Бал

чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, мотив в мазурке

звучит беспрерывно.
Найдите в 1 части ключевые слова, эпитеты, характеризующие эмоциональную обстановку.Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые,

Слайд 12
Какой видит Вареньку главный герой? Какое чувство он испытывает по

отношению к ней?
Варенька в белом платье и в белых перчатках,

в белых башмачках. У нее смеющееся, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза.

Какой видит Вареньку главный герой? Какое чувство он испытывает по отношению к ней?Варенька в белом платье и

Слайд 13

Прочитайте фрагмент рассказа, поберите синоним к слову «грациозная».
«..в молодости, восемнадцати

лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная.

Держалась она всегда необыкновенно, прямо как будто не могла иначе.»
Грациозная изящная
Прочитайте фрагмент рассказа, поберите синоним к слову «грациозная».«..в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и

Слайд 14

Каким мы видим полковника, отца Вареньки?
Красивый, статный, высокий, свежий, с

белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с

широкой грудью, сильными плечами и стройными ногами.
Каким мы видим полковника, отца Вареньки?Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами,

Слайд 15

Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа

воспринимает «с восторженным умилением»?
Он влюблен, очарован праздничной атмосферой званого ужина,

близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты. Иван Васильевич доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит восторженными глазами.
Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»?Он влюблен, очарован праздничной

Слайд 16

Прочитайте фрагмент рассказа. С помощью какой художественной детали автор доказывает

искренность чувств полковника к дочери?
«Вся зала следила за каждым движением

пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероуголными носкамии без каблуков. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные»
(домодельные сапоги)
Прочитайте фрагмент рассказа. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувств полковника к дочери?«Вся зала следила

Слайд 17

Перечитайте начало 2 части рассказа. Найдите ключевые слова, создающие эмоциональное

настроение.
В весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади

под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди, солдаты в черных мундирах, неприятная, визгливая музыка.
Перечитайте начало 2 части рассказа. Найдите ключевые слова, создающие эмоциональное настроение.В весеннем мокром тумане, ломовые с дровами

Слайд 18

Сопоставьте полковника и наказываемого.
Полковник: высокий военный в шинели и фуражке.
Наказываемый:

оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина

его- что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное.
Полковник: шел твердой, подрагивающей походкой.
Наказываемый: Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу..подвигался ко мне, опрокидываясь назад. И тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед.
Полковник: румяное лицо и белые бакенбарды.
Наказываемый: сморщенное от страдания лицо.
Полковник: твердым шагом двигалась высокая, статная фигура.
Наказываемый: спотыкающийся, корчащийся человек


Сопоставьте полковника и наказываемого.Полковник: высокий военный в шинели и фуражке.Наказываемый: оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям

Слайд 19

Зачем автор использует контрастное изображение героев?
Контрастное изображение героев, их психологического

состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо

их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.
Зачем автор использует контрастное изображение героев?Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет

Слайд 20
Какой оборот использует автор, чтобы усилить впечатление антигуманности?
Описательный оборот в

форме среднего рода:
«что-то страшное, приближающееся ко мне»

Какой оборот использует автор, чтобы усилить впечатление антигуманности?Описательный оборот в форме среднего рода:«что-то страшное, приближающееся ко мне»

Слайд 21

Во 2 части найдите контекстуальные синонимы.
Для обозначения жертвы автор использует

контекстуальные синонимы: человек (3раза), наказываемый (4 раза), татарин (4 раза).

Во 2 части найдите контекстуальные синонимы.	Для обозначения жертвы автор использует контекстуальные синонимы: человек (3раза), наказываемый (4 раза),

Слайд 22

Прочитайте фрагмент. С какой целью автор использует в нем обилие

глаголов и глагольных форм?
«Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому

снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед – и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад.»
(Стремился передать многоаспектовое действие в комплексе. Труднопроизносимая фраза с нагромождением слов, обозначающая действие должна более точно передать неестественность и ужас происходящего.)


Прочитайте фрагмент. С какой целью автор использует в нем обилие глаголов и глагольных форм?«Дергаясь всем телом, шлепая

Слайд 23

В чем, по-вашему, значение рассказа Л.Н.Толстого «После бала»?
(Писатель своим

произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ставил широкие

гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?
В чем, по-вашему, значение рассказа Л.Н.Толстого «После бала»? (Писатель своим произведением выразил отношение к обращению с солдатами,

Слайд 24Послетекстовый анализ

1. Почему этот текст по своему жанру является рассказом?
В

центре повествования рассказа «После бала» - одно важное событие из

жизни Ивана Васильевича, один герой.
2. Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших «после бала»?
Хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц, однако после бала происходит событие, заменившее жизнь героя.
Послетекстовый анализ1. Почему этот текст по своему жанру является рассказом?В центре повествования рассказа «После бала» - одно

Слайд 25Послетекстовый анализ

3. Опираясь на конспект статьи из учебника, назовите художественные

особенности рассказа «После бала».
4. Кто главный герой рассказа и почему?
5.

Что мы знаем о нём?
6. Какие приёмы использует автор для создания его образа?
А) самохарактеристика;
Б) оценка других героев;
В) изображение поступков героя;
Г) речевая характеристика.

Послетекстовый анализ3. Опираясь на конспект статьи из учебника, назовите художественные особенности рассказа «После бала».4. Кто главный герой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика