Разделы презентаций


Повторение и закрепление изученного материала по теме Лексика и фразеология

Содержание

Цель урока:   1) Повторить и закрепить основные темы раздела «Лексика и фразеология», 2) продолжить освоение традиции употребления лексики (синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и т.д.) в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и

фразеология».
Хаертдинова Айгуль Азатовна, учитель русского языка и литерату

Тема:  Повторение и закрепление изученного материала по теме  «Лексика и фразеология».

Слайд 2 Цель урока:  
1) Повторить и закрепить основные темы раздела

«Лексика и фразеология», 2) продолжить освоение традиции употребления лексики (синонимов, антонимов,

паронимов, омонимов и т.д.) в речи, 3) продолжить развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную работу с одаренными детьми, 4) воспитание любви к русскому языку, эстетического отношения к слову.
Цель урока:     1) Повторить и закрепить основные темы раздела «Лексика и фразеология»,

Слайд 3 Закрепление материала.
Какое лингвистическое понятие иллюстрируют пары слов:
гуманный и гуманитарный,
водный

и водянистый,
вечный и вековой?
 

Закрепление материала. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют пары слов:гуманный и гуманитарный, водный и водянистый, вечный и вековой? 

Слайд 4В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАТНЫЙ?
А)

Имена Кирилла и Мефодия - создателей первого славянского алфавита- сохранятся

в БЛАГОДАРНОЙ памяти потомков.
Б) Владимир Дубровский окинул дворовых людей БЛАГОДРНЫМ взглядом.
В) Пошел крупный, БЛАГОДАРНЫЙ дождь, после которого хорошо растет молодая трава.
Г) БЛАГОДАРНЫЕ пациенты, выписавшись из больницы, написали в газету письмо О своем лечащем враче.
Запишите предложение в исправленном виде.


В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАТНЫЙ?А)  Имена Кирилла и Мефодия - создателей первого

Слайд 5О каком языковом явлении говорится в стихотворении:
Много разных есть ключей:

Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.


О каком языковом явлении говорится в стихотворении:Много разных есть ключей: Ключ-родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой,И обычный

Слайд 6Какими частями речи могут быть слова ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ,

СТЕКЛО в зависимости от контекста?
Составьте с ними словосочетания или

предложения, чтобы часть речи не вызывала сомнения.


Какими частями речи могут быть слова ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ, СТЕКЛО  в зависимости от контекста?Составьте с

Слайд 7Какими частями речи является слово «путём» в предложениях?
А) Почта была

доставлена водным путём.
Б) Разногласия были устранены путём переговоров.
В) И

слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский!
Г) У него уже выработалось, путём подражания взрослым, приемы заправского акробата.

Какими частями речи является слово «путём» в предложениях? А) Почта была доставлена водным путём.Б) Разногласия были устранены

Слайд 8ЗАДАНИЕ.
1 уровень. Выполнение упражнений 19, 20(устно) по заданию в учебнике

«Русский язык. 10-11 классы».
( Авторы: В.Греков, С.Крючков, Л.Чешко).

2

уровень. Составить и записать небольшой текст с использованием синонимов: Синий,васильковый,индиговый, ультрамариновый, сапфировый.


ЗАДАНИЕ.1 уровень. Выполнение упражнений 19, 20(устно) по заданию в учебнике «Русский язык. 10-11 классы». ( Авторы: В.Греков,

Слайд 9Найти вторую часть фразеологизма и дописать его.
1. Невзирая на____________
2.Два

сапога______________.
3.Буря в _________________.
4.Топтаться на______________.
5.Кусать_____________.
6.Не мудрствуя_____________.
7.Зарубить себе __________.
8.Волчий__________________
9.Как две капли

воды_______.
10.Сулит золотые__________.

11.Еле-еле душа___________________.
12.На сон________________________.
13.Голод не ________________________.
14. Нельзя ли для прогулок __________.
15.Рожденный ползать_______________.
16.Краем уха______________________.
17.Калиф на_________________.
18.Овчинка_____________________.
19.Проще пареной__________________.
20.Кисейная_____________________.
 

Найти вторую часть фразеологизма и дописать его. 1. Невзирая на____________2.Два сапога______________.3.Буря в _________________.4.Топтаться на______________.5.Кусать_____________. 6.Не мудрствуя_____________.7.Зарубить себе

Слайд 10К данным фразеологизмам подобрать и записать фразеологизмы-синонимы.
1.Во весь дух__________________________.
2.Как

свои пять пальцев________________.
3.Как снег на голову__________________.
4.Капля в море________________________.
5.Ни рыба

ни мясо____________________.
6.Чуть свет___________________________.

К данным фразеологизмам подобрать и записать фразеологизмы-синонимы. 1.Во весь дух__________________________.2.Как свои пять пальцев________________. 3.Как снег на голову__________________.4.Капля

Слайд 11К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы.

1.В двух шагах______________________.
2.Взять себя в

руки__________________.
3.Засучив рукава________________.
4.На худой конец__________________.
5.Пасть духом____________________.
6.Хоть пруд пруди________________

К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы.      1.В двух шагах______________________.

Слайд 12Работа с текстом.
Задание:
1.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
 

А) Вовремя прочитанная книга способна изменить жизнь, увлечь хорошей литературой.
Б)

Несмотря на обилие книг, перед современным читателем возникает проблема выбора.
В) Работа со словом – всегда искусство, в котором жанре она бы ни велась.
Г) Хорошие книги помогают человеку познавать окружающий мир и себя.


Работа с текстом. Задание:1.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?   А) Вовремя прочитанная книга способна изменить жизнь,

Слайд 132. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-Ы) в предложениях 31-36?  


А) Повествование

и описание
Б) повествование
В) описание
Г) рассуждение


2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-Ы) в предложениях 31-36?   А) Повествование и описаниеБ) повествованиеВ) описаниеГ) рассуждение

Слайд 143.В каком предложении употреблены антонимы?
А) 5

Б)18 В) 21

Г)26

3.В каком предложении употреблены антонимы?А) 5      Б)18

Слайд 154.Прчитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом

фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,

пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Автор ведет диалог с читателем, используя такой прием, как ______________ (предложения 27-29, 37-39). Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчеркивает, например, употребленное в тексте _________ («вранье»). Такой прием, как ____ («Можно спокойно прожить») в предложении 31 – «без которых мне трудно» в предложении 33), и такой троп, как_____________(в предложении 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения».
4.Прчитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.   В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые

Слайд 16Список терминов:
1.метафора,
2.диалектизм,
3.лексический повтор,
4.ряды однородных членов,
5.эпитеты,
6.парцелляция,
7.просторечное слово,
8.вопросно-ответная форма изложения,
9.противопоставление.
 


Список терминов:  1.метафора,2.диалектизм, 3.лексический повтор,4.ряды однородных членов,5.эпитеты,6.парцелляция,7.просторечное слово,8.вопросно-ответная форма изложения,9.противопоставление. 

Слайд 1711.Домашнее задание.  
1.Написать сочинение по прочитанному тексту.
2.Индивидуальные задания:
 
А) Написать рекламу

какого-либо словаря по русскому языку (по типу телерекламы или радиорекламы).
Б)

Подготовить сообщение о следующих языковых явлениях: ОКСЮМОРОН, КАЛАМБУР, ЭЛЛИПСИС.
В) Подготовить сообщение на следующую тему:
«Как различают синонимы лексические, стилистические, синтаксические?»


11.Домашнее задание.    1.Написать сочинение по прочитанному тексту.2.Индивидуальные задания: А) Написать рекламу какого-либо словаря по русскому языку

Слайд 18Литература:
1.1.http://krasdo.ucoz.ru/ee383358c499.png

2.2.http://www.grafamania.net/uploads/posts/2008-08/1219611582_7.jpg


3. 3.http://www.goodclipart.ru/data/ramki_i_fon/BORDERS06/bb/BD06107.png

4.Материалы регионального

и муниципального этапов олимпиады по русскому языку (Магаданская область)
5.

А.И.Власенков, л.М.рыбченкова.Русский язык:Грамматика. Текст.Стили речи:Учеб.пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений.-5-е изд.-М.:2000.-367 с.
6. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений,/ В.Ф.Греков,С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. = 2-е изд.-М.:Просвещение, 2009,-368 с.-ISBN 978-5-09-021114-7.



Литература:1.1.http://krasdo.ucoz.ru/ee383358c499.png 2.2.http://www.grafamania.net/uploads/posts/2008-08/1219611582_7.jpg    3.   3.http://www.goodclipart.ru/data/ramki_i_fon/BORDERS06/bb/BD06107.png4.Материалы регионального и муниципального этапов олимпиады по русскому языку

Слайд 19
7.7.http://sch2016.edusite.ru/images/01.gif







8.8.http://www.goodclipart.ru/data/obuchenie/EDCATION3/2d/ED2463.png

7.7.http://sch2016.edusite.ru/images/01.gif8.8.http://www.goodclipart.ru/data/obuchenie/EDCATION3/2d/ED2463.png

Слайд 20СПАСИБО!

СПАСИБО!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика