Слайд 1Повторение темы
«Имя существительное»
Слайд 2Задания к тексту:
1. Прочитайте текст.
2. Поставьте все существительные в нужную
форму.
3. Выделите все изученные орфограммы по теме «Имя существительное»
Дедушка.
Сильно одряхлел дедушка, а прежде был (молодец)___. Плохо он видел, плохо слышал; (рука)___ и (нога)____ дрожали у него от (старость)____: несёт (ложка)____ ко (рот)___- и суп расплёскивает.
Не понравилось это (сын)___ и (невестка) _____: перестали они (отец) ___ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной (чашка)____. Задрожали (рука)____ у (старик)____, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить (отец)____ из старой деревянной (миска)______.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на (пол)_____ и складывает что-то из (щепочка)______.
- Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать, вытирая (посуда)______ (полотенце)_______.
- (Коробочка)_________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с (тятенька)_____, я буду вас из деревянной (коробочка)______ кормить.
Переглянулись отец с (мать)________ и покраснели. Перестали с тех (пора)______ (старик)_______ за печь прятать, из деревянной (миска)_______ кормить.
Слайд 3Дедушка
Сильно одряхлел дедушка,
а прежде был молодцом. Плохо он видел, плохо слышал; руки
и ноги дрожали у него от старости: несёт ложку ко рту - и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
- Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать, вытирая посуду полотенцем.
- Коробочку, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенькой, я буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старика за печь прятать, из деревянной миски кормить.
Слайд 4Категория рода
имен существительных
Слайд 5Категория рода
имён существительных
Слайд 6Категория рода
имён существительных
Слайд 7Категория рода
имён существительных
Слайд 8Склонение
имён существительных
Слайд 9Склонение
имён существительных
Слайд 12Физминутка
Имя существительное, мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное
имя существительное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Чтобы всё отлично
стало, существительных немало.
Слайд 13Категория одушевленности – неодушевленности имён существительных.
Слайд 14Категория одушевленности – неодушевленности имён существительных.
Слайд 15Категория одушевленности – неодушевленности имён существительных.
Слайд 16Падежные окончания имён существительных:
от старости (ж.р., 3 скл., Р.п.),
невестке (ж.р.,
1 скл., Д.п.),
из чашки (ж.р., 1 скл., Р.п.),
из миски (ж.р.,
1 скл., Р.п.),
из коробочки (ж.р., 1 скл., Р.п.).
Слайд 17Правописание О – Е после шипящих:
молодцом ( под ударением),
полотенцем (без
ударения)
Слайд 18Морфологический разбор имени существительного.
(Из) коробочки -
Слайд 19Морфологический разбор имени существительного.
I. (Из) коробочки – сущ. ( из
чего?)
II. Н.ф. – коробочка.
Пост. пр.: нариц., неодуш., в ж.р., в
1 скл.
Непост. пр.: в Р.п., в ед.ч.
III. Буду кормить (из чего?) из коробочки.
Слайд 20Домашнее задание.
Выберите пословицы и поговорки из предложенных ниже, которые бы
соответствовали поднятой в тексте К.Д. Ушинского «Дедушка» проблеме воспитания в
семье уважения к пожилым.
Слава сына – отцу отрада.
Добрая семья прибавит разума – ума.
Какое дерево, такие у него и листочки.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Какова мать, такова и дочь.
Каков отец, таков и сын.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Детки хороши – отцу – матери венец, детки плохи – отцу - матери конец.
2. Напишите сочинение – миниатюру. (По желанию)