Слайд 1Урок русского языка
Тема: Правописание окончаний имён существительных множественного числа
4 класс
« Школа России»
Учитель: Ф.Ф.Рахимова
Слайд 2 Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Пп
Пушистый иней - к хорошей погоде .
Зимой дым без ветра бьёт к земле-
к снегу. Зимой дым столбом- к
морозу
Одиннадцатое декабря
Классная работа
Слайд 4о
а
Какую букву вставить?
Р…ссия
о
Слайд 5и
е
Какую букву вставить?
род…на
и
Слайд 6о
а
Какую букву вставить?
ст…лица
о
Слайд 7о
а
Какую букву вставить?
М…сква
о
Слайд 8К
к
Какую букву вставить?
…расная площадь
К
Слайд 9о
а
Какую букву вставить?
д…рога
о
Слайд 10мол
мл
Какую букву вставить?
Кре…. ь
мл
Слайд 19зн
здн
Какую букву вставить?
пра… ник
зд
Слайд 202.Повторяем знания
От дорожки к опушке рощи вьётся
заячий след.
След (какой?) заячий, вьётся
(от чего?) от дорожки (Р.п., 1 скл.), вьётся (к чему?) к опушке (Д.п..1 скл.), к опушке (чего?) рощи ( Р.п., 1 скл).
Слайд 21 (К) опушке- сущ., н.ф. опушка, ж.р., 1 скл.,
Д.п., ед.ч., доп.
(От) дорожки- сущ., н.ф. дорожка, ж.р.,
1 скл., Р.п., ед.ч., доп.
Слайд 22Что мы знаем об имени существительном?
Слайд 23Имя существительное:
часть речи;
обозначает предмет;
отвечает на вопросы кто?, что?;
одушевлённое или неодушевлённое;
имеет
род и склонение;
изменяется по числам и падежам;
в предложении может быть
как главным членом, так и второстепенным.
Слайд 24Существительное во множественном числе обозначает
Один предмет
Два или несколько предметов
Молодец!
Подумай лучше!
Слайд 25Имена существительные во множественном числе делятся на 1, 2, 3
склонения
да
нет
Правильно!
Ты ошибся!
Слайд 26Отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе
можно
по значению и по окончанию
по типу склонения
Ты прав!
Повтори правило!
Слайд 27Существительное в именительном падеже является
подлежащим
второстепенным членом
предложения
У тебя хорошие
знания!
У тебя плохие знания
Слайд 28Существительное в винительном падеже является
подлежащим
второстепенным членом
Неверно!
Умница!
Слайд 29Решаем проблему
Замело белыми шапка сугробы всё вокруг.
Иней покрыл крыши дом,
ветви дерево.
Мороз сковал льдом воды река, ручейки, озёров.
Ах, сколько забот
появилось у птицов!
Слайд 30Решаем проблему
Как правильно написать окончание существительных во
множественном числе?
3 кг мандарин или мандаринов?
4 кг апельсин или апельсинов?
2
кг помидор или помидоров?
Слайд 31Работа в группах
Сосны, снега, озёра, метели
.
Просклонять существительные во множественном
числе
Слайд 32Решаем проблему
Замело белыми шапками сугробов всё вокруг.
Иней покрыл крыши домов,
ветви деревьев.
Мороз сковал льдом воды рек, ручейков, озёр.
Ах, сколько забот
появилось у птиц!
Слайд 33Окончания имен существительных во множественном числе
Учебник стр. 146, упр. 160
Бродить днями (Т.п.,2 скл.),
на вершинах ёлок (Р.п., 1 скл.), прыгают по шишкам (Д.п.,1 скл.), рассыпались по ветвям (Д.п., 3 скл.),уселись на ветвях (П.п, 3 скл.), взмахнув хвостами (Т.п., 2 скл)
Слайд 36 Работаем в группах
1 группа. Составить и записать словосочетания, исправив окончания существительных множественного
числа.
Стволы (дерево), крылья (самолёт), аромат (гриб),ключи от (дверь),нет тёплых (ботинки)
Слайд 37 Работаем в группах
2 группа. Составить и записать словосочетания, исправив окончания существительных множественного
числа.
восемь (заяц), пять (тетради),
восемь (учитель), шесть (комбайн), семь (улица)
Слайд 38 Работаем в группах
3 группа. Составить и записать словосочетания, исправив окончания существительных множественного
числа.
постройка (больница, аптека, клиника), покупка (пальто, костюмы, шляпы), сбор
( помидоры, яблоки, груши), починка (носки, чулки).
Слайд 39 Проверяем работу
1 группа. Составить и записать словосочетания, исправив окончания существительных множественного
числа.
Стволы деревьев, крылья самолётов, аромат грибов, ключи от дверей, нет тёплых ботинок.
Слайд 40 Проверяем работу
2
группа. Составить и записать словосочетания, исправив окончания существительных множественного числа.
восемь зайцев, пять тетрадей,
восемь учителей, шесть комбайнов, семь улиц.
Слайд 41Проверяем работу
3 группа. Составить и записать словосочетания, исправив
окончания существительных множественного числа.
постройка больниц, аптек, клиник, покупка
пальто, костюмов, шляп, сбор помидоров, яблок, груш, починка носков, чулок.
Слайд 42Окончания имен существительных во множественном числе
Слайд 43Что мы узнали об имени существительном во множественном числе?
Слайд 44Имя существительное во множественном числе:
- не различается по склонениям;
имеет одинаковые
окончания в трёх падежах: Д.п.(-ам, -ям), Т.п.(-ами, -ями), П.п.(-ах, -ях);
у
неодуш. сущ. одинаковые окончания в И.п. и В.п.(-а,-я,-и,-ы);
у одуш. сущ. одинаковые окончания в Р.п. и В.п.(-ов,-ёв,-ей,- ).
Слайд 45
Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного
числа имеют нулевое окончание
+
+
+
+
+
+
Слайд 463 кг мандарин или мандаринов?
4 кг апельсин или апельсинов?
2 кг
помидор или помидоров?
Домашнее задание
1. Стр.148, упр.164
2. Просклоняйте 3 существительных во мн.ч.
Выделите окончания.
Напишите мини-сочинение о добрых делах, которые вы совершаете. У имён существительных определите падеж.
«Жизнь дана на добрые дела»
Слайд 48Сегодня на уроке я:
научился…..
было интересно…
было трудно ….
мои ощущения….
Итог