Слайд 1 Урок русского языка
в 5 классе.
Тема урока: «Правописание приставок при-
и пре- »
Урок разработала
Нефёдова Е. Ю.
(ИСШ №2)
Слайд 2Цели урока:
Познакомить с орфограммой «Буквы е-и в приставках при- и
пре-» и её графическим обозначением
Учить различать лексическое значение приставок
Совершенствовать орфографические
умения и навыки учащихся
Слайд 3Повторим орфографию!
Комментированное письмо. Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
Ра…бить,
ра…кинуть, и…портить, ра…смеяться, бе…вкусный, …делать.
От…грать, без…звестный, раз…скать, сверх…нтересный, без…сходный.
Роспись -
р…списка, россыпь – р…ссыпать, росчерк – р…счертить.
Какие правила надо знать, чтобы не ошибиться в написании этих слов?
Слайд 4Вспомним изученное!
Что называется приставкой?
Что значит «значимая часть»?
Как вы думаете, от чего зависит в слове выбор
приставок ПРИ- или ПРЕ- ?
Слайд 5Открытие темы.
Прибывать к станции вовремя –
Пребывать (находиться) в городе.
Притворяться из хитрости –
Претворять мечту в жизнь.
Приступить к работе –
Преступить (нарушить) закон.
Почему при написании этих слов возникает орфографическая задача?
Слайд 6Подумаем вместе!
Подумайте, какое значение придает словам приставка ПРИ?
Прибежать
Приехать
Приплыть
Приблизиться
Приближение!!!
Слайд 7Шутке – минутка!
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не
секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
ПРИбыл ли поезд,
ПРИплыл теплоход,
Космонавт ПРИлетел из Вселенной –
В словах ПРИдет, ПРИлетит, ПРИплывет
Пишется ПРИ- непременно!
Слайд 8Выполните задание.
Замените данные словосочетания словом с приставкой ПРИ-:
Присоединить
с помощью: веревки; молотка и гвоздей; иголки с ниткой; клея;
винтов и шурупов.
Какое значение придает приставка этим словам?
Присоединение!!!
Слайд 9Шутке – минутка!
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Пишем
мы ПРИ- , говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
Слайд 10Выполните задание.
Замените данные словосочетания словом с приставкой ПРИ-:
Ненадолго
лечь, чуть задуматься над задачей, чуть открыть дверь,
слегка
коснуться стены
Какое значение придает приставка этим словам?
Неполное действие!!!
Слайд 11Шутке – минутка!
Язык прикусил – не совсем
откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано,
но не совсем
Пишем с приставкой ПРИ-.
Слайд 12Делаем вывод!
Если приставка имеет значение:
Присоединения – ПРИклеить
Приближения – ПРИехать
Близости –
ПРИбрежный
Неполного действия – ПРИостановить
Какое значение мы не рассматривали в наших
примерах?
Слайд 13Прочитайте стихотворение.
Какое значение имеет приставка ПРЕ- ?
В прекрасном замке
на горе
Жили-была приставка ПРЕ-.
Особа ПРЕотважная,
Важная-ПРЕважная,
Гордая-ПРЕгордая,
Добрая-ПРЕдобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все
ПРЕмудрой.
Был у неё ПРЕкрасный пудель.
ПРЕхрабрый пес по кличке Друдель.
Слайд 14 Подумаем вместе!
Какое значение имеет приставка в данных
словах?
Преломить
Преступить
Преградить
Прервать
Пресекать
близко к приставке ПЕРЕ-
Слайд 15Делаем вывод!
Когда пишется буква Е в приставке ПРЕ?
если она близка по значению слову ОЧЕНЬ или приставке
ПЕРЕ-
Слайд 16Работаем с учебником.
Чтение теоретического материала.
Теория,стр.76-77.
Запись образца обозначения орфограммы. Стр.217, 220(практика).
Выполнение
упр.683,692.
Слайд 17Домашнее задание.
Параграф 54.
Упражнение 685.