Слайд 3Найди неверное утверждение
1.Союз-служебная часть речи.
2.Союз является членом предложения.
3.Союз соединяет однородные
члены в предложении.
К союзу нельзя задать вопрос.
Слайд 4Какие слово(а) не являются союзами?
1.такие
2.чтобы
3. или
5. что
6.что-либо
7.зато
8.словно
Слайд 5Сочинительными союзами являются
1) а
2 ) то-то
3 ) однако
4 ) как
Слайд 6К разделительным союзам относятся
1)то -то
2) то ли - то ли
3)зато
4)
или
Слайд 7Четвертый «лишний»
1 ) (в) течение ночи,(в) продолжение урока, (в)следствии по
делу, благодаря хорошей игре;
2) (во)первых, дважды, сгоряча, первый;
3)зато, не только…но
и, да(и),тоже;
4)чтобы, тоже, то_ же, зато.
Слайд 8кластер «СОЮЗ»
Союз – служебная часть речи;
Служит для соединения однородных членов
предложения и простых частей в составе сложного;
Бывают сочинительные и подчинительные;
Бывают
простые и составные.
Слайд 9Проблемная ситуация
Он тоже пришёл и рассказал то же самое.
Что
бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге?
Зато я спрятался
за то дерево
Брат также учился в институте. Я учился так же хорошо, как и брат.
Формулируем тему урока и цели.
Слайд 11ЦЕЛИ
сформировать навыки написания и употребления союзов в соответствии с литературной
нормой
усвоить алгоритм действия для различения омонимичных частей речи
развивать логическое и
творческое мышление
развивать устную и письменную речь
Слайд 12Различайте союзы и омонимичные им самостоятельные части речи
Союзы
Самостоятельные части речи
Тоже
= также = И
Я тоже (=и) прочел эту книгу.
Я
также прочел эту книгу.
И я прочёл эту книгу.
Местоимение то же
Наречие так же.
Частицу же можно опустить.
Я читал то же, что и вы. - Я читал то, что и вы.
Знаю это так же, как и вы. - Знаю это так, как и вы.
Чтобы = для того чтобы
Я пришел в библиотеку, чтобы прочитать нужную мне книгу.
Я пришёл в библиотеку, для того чтобы прочитать эту книгу.
Местоимение с частицей что бы.
Частицу можно отделить и перенести в другое место:
Что бы мне прочитать по этому вопросу?
Что мне прочитать бы по этому вопросу?
Слайд 13Союзы
Самостоятельные части речи
Зато = но
Становилось все холоднее, зато (=но) дождь
прекратился.
Предлог за с местоимением то.
Спрячься за то дерево.
Причём = притом
Ученикам
раздали листочки с заданиями, причем (=притом) предупредили о сложности работы.
Предлог при с местоимениями чём, том.
При том заявлении приложены документы.
При чём же ты останешься?
Оттого что = потому что = так как
Оттого что (= потому что, так как) ярко светило солнце, все были веселы.
Предлог от с местоимением тот.
От того дома (от дома) надо было свернуть направо.
Слайд 14Союзы
Самостоятельные части речи
оттого (что) = потому (что)
потому (что) = оттого (что)
поэтому = так
что
Грустно, оттого что (= потому что) осень скоро.
Пора браться за учебник, потому что (=
оттого что) на носу контрольная.
Будет дождь, поэтому (= так что) захвати зонт.
Предлог по, от с местоимениями этот, тот.
От какого?
От того места до города было уже недалеко.
По какому?
По этому берегу идти опасно.
Слайд 17Следует запомнить!
Во что бы то ни стало
Будто
Как будто
Потому что
Оттого что
Так
как
Так что
Как только
Не только … но и
Не то …
не то
То есть
Несмотря на то что
Слайд 18Эти конструкции надо запомнить!!!
То же самое
Одно и то же
В то
же время
Так же, как и
А также
Слайд 19Объясните написание выделенных слов
Чтобы много знать, надо хорошо учиться.
Я учусь
так же хорошо, как и мой брат.
Оттого что начались каникулы,
все были веселы.
Его прозвали Знайкой за то, что он много знал.
Что бы она ни делала, все получалось у нее быстро и красиво.
Коротко, зато ясно.
От того, как человек ведет себя, часто зависит отношение к нему окружающих.
Слайд 21Небо потемнело, и в то (же) мгновение сверкнула молния.
Слайд 22Всё так(же), как когда-то, здесь цвела сирень.
Слайд 24Что(бы) мне выбрать из такого изобилия?
Слайд 25Что(бы) получить хороший урожай, нужно много трудиться.
Слайд 26В России холодная зима,
за(то) можно кататься с горки.
Слайд 27Мальчик в красной футболке спрятался за(то) дерево.
Слайд 28 Слитно или раздельно?
так же
1.Истина необходима человеку так?же,
как слепому поводырь.
чтобы
2.Мне хотелось бы, что?бы счастье приш-
ло, как заслуга.
3.Все лучшие минуты его жизни вдруг в
то же
одно и то?же время вспомнились ему.
Слайд 29
4.Ученые доказали, что у животных
тоже
так?же есть язык, правда, очень прими-
тивный по сравнению с
человеческим.
за то
5.Берись за?то, к чему ты сроден, коль
чтоб
хочешь, чт?б успешный был конец.
Слайд 30
6.Все мои друзья решили летом поехать
тоже
в деревню,
я то?же решил примкнуть к
ним.
7.Сегодня у меня ничто не клеилось,
что бы
за что?бы я ни брался.
Слайд 31Закончите данные предложения
Что бы ни случилось, …
Надо беречь природу сегодня,чтобы…
Я
был благодарен другу за то, …
Дома было всё то же:
…
Слайд 32Выпишите номера предложений, в которых использованы союзы «тоже», «также», «чтобы».
1)
Я то (же) это прочитаю.
2) Это было то (же) самое
место.
3) Мы делали все что(бы) праздник удался.
4) Что(бы) ребенок не плакал ему дали игрушку.
5) Молодые сыны его то(же)оглядывали себя с головы до ног.
6) Он умел веселить так(же) как и мой отец.
7) Он долго тренировался что(бы) переплыть реку.
8) Работа была выполнена так(же) хорошо как и в прошлый раз.
Слайд 35тест
А. Укажите слова, которые пишутся слитно.
1) Я не
знал, что(бы) такое придумать.
2) Что(бы) не заблудиться в
лесу, надо знать приметы.
3) Он так(же) пришёл с небольшим опозданием.
4) Я мог бы опоздать так(же), как и он.
5) Все говорили то(же), что и председатель.
Б. Укажи слова, которые пишутся слитно.
1) Он то(же) взял слово.
2) Он не пришёл (от)того, что плохо себя чувствовал.
3) Всё будет зависеть (от)того, как я буду себя чувствовать.
4) Я не пришёл на собрание, потому(что) заболел.
5) Он был молод, но (за)то очень опытен.
Слайд 36Проверка теста.
А – 2, 3;
Б – 1, 2, 5.
Слайд 37Объясните написание слов, пользуясь алгоритмом
*Незнакомец был невысок ростом, за(то) плечист.
*Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не
несло жаром.
*Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.
Слайд 38ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАСКРЫВ СКОБКИ:
1. Все очень устали, за(то) цели достигли.
2.
Так(же), как в море, над лугами дуют свежие ветры.
3. Его
прозвали Знайкой за(то), что он много знал.
4. Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды.
Слайд 39Допишите недостающие слоги «ТО», «ЖЕ», «БЫ»
День был ветреный, за _
тёплый.
Мои друзья пошли в театр, я то _ пошёл.
Что _
ты подумал о человеке, который не сдержал слово?
Книга показалась мне то_ интересной.
Что _ быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.
Слайд 40ВОССТАНОВИМ ПРАВИЛО
Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО пишутся ___. Их следует
отличать от сочетаний ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ, ЗА
ТО.
В этих сочетаниях ___ ЖЕ, БЫ могут быть опущены или переставлены на другое место.
Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ можно __ союзом И, союз ЧТОБЫ - союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, а союз ЗАТО – союзом НО.
Слайд 41Выпишите предложения с союзами
Что(бы) он ни делал, всё у него
получалось хорошо.
Дождь прекратился, ветер то(же) затих.
Выполни то(же) задание, что и
вчера.
Марьяна улыбалась редко, за(то) её улыбка всегда поражала.
В деревню мы собирались за(тем), чтобы отдохнуть, собрать грибов и ягод.
Слайд 42Вспомните, какие цели мы определили в начале нашего урока.
Достигли мы целей?
Пригодится ли нам
изученный на уроке материал в жизни?
Я научилась (ся)..
Я запомнил(а)..
Я рад (а)
Мне хочется сказать..
Теперь я..
Мне это пригодиться…(где? когда?)
Слайд 43Домашнее задание
Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
Что(бы) ни говорили,
а я выполню эту работу.
Мои спутники то(же) осматривали берег, но
(в)виду имели совсем другое.
Они так(же), как и он, обжились в деревне.
Что сходит с рук ворам, за(то) воришек бьют.
Этот зверь осторожен, за(то) неприхотлив в еде.
Ружье – вещь благородная, при(том) и украшение в комнате приятное.
Все громко заговорили, при(чем) старались перекричать друг друга.
При(том) материале прилагается справка.
(ОБЪЯСНИТЬ)