Слайд 1ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
Урок русского языка
в 5 классе
Слайд 2Обращение
Знаки
препинания
Делаем
выводы
Интонация
Наблюдаем
Работаем
в группах
Что?
Зачем?
Как?
Наши цели, задачи и способы действия
Слайд 3Не оставь меня, кум милый!...
Кумушка, мне странно это…
Слайд 4Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к
кому обращаются с речью.
Обращение всегда имеет форму именительного падежа и
может быть выражено собственным или нарицательным существительным.
Слайд 5Голубушка, как хороша!...
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при
красоте такой и петь ты мастерица…
Слайд 6На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения
соблюдается пауза.
Это называется звательной интонацией.
Слайд 7Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?
Слайд 8Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума,
оборотиться?
Слайд 9Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным.
Если обращение
состоит из нескольких слов, то оно является распространенным.
Слайд 10Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
Ну, братец, виноват: слона-то я
и не приметил!
Слайд 11В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в
середине или в конце предложения.
Обращение выделяется запятыми.
Это знаки выделения.
Слайд 12Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье
мое с песком и илом?
Досуг мне разбирать вины твои,
щенок!
Слайд 13Стой, братцы, стой!
Ты с басом, Мишенька, садись против альта…
А вы,
друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Слайд 14Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается
(адресант), и тот, к кому обращаются (адресат).
Обращением можно выразить доброту
и злость, заботу и равнодушие, доброжелательность и враждебное отношение.
Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.
Слайд 15Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
А ты, Кукушечка, мой
свет, как тянешь плавно и протяжно…
Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля
друг дружку, - всё ваша музыка плоха!
Слайд 16 Если обращение стоит в начале предложения и
произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак,
а следующее слово пишется с большой буквы.
Слайд 17Упражнение № 1
Какой член предложения, как и обращение,
может быть выражен
существительным в
именительном падеже? Расставьте знаки
препинания, объясните свой выбор.
Мой куманёк пришёл
ко мне на ужин.
Тебя мой куманёк век слушать я готова.
Слайд 18Упражнение № 2
Составьте предложения так, чтобы в одном
случае данные слова
были подлежащими, а в
других – обращениями:
гражданин
тётушка
Николай Петрович
Слайд 19Упражнение № 3
Найдите обращения, расставьте знаки препинания
1. Соседка перестань срамиться,
тебе ль с слоном возиться?
2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай…
Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена!
3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки.
4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…
5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?
6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Слайд 21Ответы к упражнению № 3
«Басни Крылова»
1. Соседка («Слон и Моська»).
2.
Соседушка, мой свет, миленький дружочек, жена («Демьянова уха»).
Обратите внимание
на слово «пожалуйста»!
3. Полканушка («Собачья дружба»).
4. Друзья! («Волк на псарне»).
5. Хавронья («Свинья»).
6. Дружище («Осел и Соловей»).
Слайд 22Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Слайд 23
Домашнее задание:
Пересказ теоретического материала из протокола урока
выписать из «Сказки о мертвой царевне…»
А.С.Пушкина несколько предложений с
обращениями, выражающими разное отношение
говорящего к адресату .