Слайд 2Цель урока:
Знакомство с междометием как частью речи, назначением в языке,
употреблением в роли других частей речи.
Слайд 3Задачи урока:
Формировать умения отличать междометия от знаменательных и служебных
частей речи, находить в тексте междометия, употреблять их в своей
речи.
Слайд 4Домашнее задание
Какие части речи относятся к служебным?
Для чего служат в
речи предлоги? Есть ли предлоги в казахском языке?
Какие частицы называются
отрицательными?
Назовите разряды частиц. Чем по значению они отличаются друг от друга?
Какие частицы пишутся через дефис?
Слайд 5«Междометие»
Ох, как трудно
Жить на свете,
Не усвоив междометий!
Слайд 6неизменяемая ч.р
междометие-
Звуковой сигнал, который
выражает, но не называет чувства,
побуждения
.
непроизводные
производные
образованные
повторением
основ пишутся
через дефис
ах, ой, увы, фу,
о! прочь! вон! ну, эй.
батюшки! брось! вот еще!
ай-ай, ой-ой-ой, Ах!
запятой
!
1
2
3
особая
часть
речи
Слайд 8Схема-помощник
Правописание междометий
Гав-гав, тяв-тяв, мяу-мяу, цып-цып.
!
Пишите сложные междометия,
а также звукоподражания
через
дефис
Шөре-шөре, құрау- құрау, моһ-моһ, ауқау-ауқау, кә-кә, кіс-кіс.
Слайд 9Одағай - адамның ішкі сезімін,
көңіл-күйін білдіретін,
жан-жануарларды шақырғанда айтылатын
сөздер.
Көңіл күй: әттең, алақай, кап, па, шіркін
Жекіру: тәйт! кәні! жә!
тек!
Шақыру: шөре-шөре, құрау- құрау, моһ-моһ,
ауқау-ауқау, кә-кә, кіс-кіс
Слайд 11Произнести междометие Ах выражая:
Радость;
Жалобу;
Испуг;
Огорчение.
Слайд 12Выборочный диктант
Мне, - сказало Междометие, -
Интересно жить на свете,
Выражаю
поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово Ах!
У
кого тяжёлый вздох,
Произносят слово Ох!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово Ой!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово Эй!
У кого захватит дух,
Произносит слово Ух!
Слайд 13Упражнение
Эй ямщик, смотри: что там чернеется? Ба знакомые все
лица! Увы он счастия не ищет и не от счасстия
бежит. Ну-ну Савельич!
Полно, помиримся, виноват. “Эх Остап, Остап”, закричал Бульба, пробираясь к нему. Ах в чем виноват? Ура Мы ломим, гнутся шведы!
Слайд 14“Кто быстрее?”
Если вы узнаете радостную весть....
Если очень испугаетесь....
Если к кому-нибудь
обращаетесь....
Если очень устанете....
Если кого-нибудь торопите...
Слайд 15Кроссворд
Выражение сомнения, недоверия, иронии
Выражение удивления, неожиданности
Подражание звуку ручной
пилы
Просторечное выражение отказа от чеге-то
Звукоподражание резкого удара, падения
Выражение кого-либо
быстро пробежавшего
Звукоподражание блеянию барана, овцы
Приказание «Остановись, довольно, хватит»
9. Призыв повторить показанный артистом номер
10. Подражание бренчанию струнного инструмента
Слайд 16“Переводчик”
Әй, бәрекелді, дұрыс айтасың.
Ойпырмай, қалай көп әкелгенсіз. Осының бәрін жаяу
әкелдініз бе?
Ой, ол біздің командир ғой. А, бала маған келдің
бе?
Ойбай, бауырым-ай, сені де көретін күн бар екен ғой!
Слайд 17Задание 1
Сердце так и гложет страх. Ах!
Эх, ведь спросят как
назло!
Я по списку дальше всех! Эх!
Ох, беда уже близка! Так
и ждет меня доска.
Если б кто-нибудь помог. Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух.
Ух!
Ах!
Эх!
Ох, ух...не вызвали.