Слайд 1
« Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство
языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».
Д.С.Лихачев
Слайд 2Урок развития речи в 9 классе
Дебаты по проблемам современного
русского языка.
«Русский язык больше не язык?!»
Слайд 3Цель:
Создать условия для формирования критического мышления, собственной позиции, навыков системного
анализа, искусства аргументации; развития воли, памяти, умения сопоставлять, сравнивать,
самостоятельно добывать различного рода информацию по актуальным для человека и общества проблемам.
Задачи:
Образовательные:
закрепить значение понятия «дебаты» на практике;
продолжить работу по совершенствованию публичной речи обучающихся;
Развивающие:
развивать умение самостоятельной работы с рекомендуемой литературой;
развивать умение грамотно формулировать свою точку зрения.
Воспитательные:
воспитывать чувство любви к русскому языку, коллективистские качества, уважение к оппоненту;
Слайд 4Технология «дебаты»:
суть и основные элементы
Обучение устной речи;
Создание устойчивой мотивации
к учению;
Стимулирование творческой поисковой деятельности
Логическое и критическое мышление;
Навык в организации
своих мыслей;
Навыки устной речи;
Эмпатию и терпимость к различным взглядам;
Уверенность в себе;
Способность работать в команде;
Способность концентрироваться на сути проблемы;
Стиль публичного выступления.
Слайд 5Суть дебатов – убедить нейтральную сторону (судей) в том, что
ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Хотя суть проста,
стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными
Слайд 6СКВЕРНОСЛОВИЕ
В словаре В.И.Даля сказано:
«Скверна – мерзость, гадость, пакость,
все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина,
смрад, вонь, нравственное растление; все богопротивное».
Слайд 7ИЗВЕСТНЫЕ ПИСАТЕЛИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Русский язык в умелых
руках и в
опытных устах красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен,
ловок и вместителен.
А.И.Куприн
Слайд 8ИЗВЕСТНЫЕ ПИСАТЕЛИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
И.С.Тургенев
Слайд 9ИЗВЕСТНЫЕ ПИСАТЕЛИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Слово – выражение мысли и может
служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться
с ним.
Л.Н.Толстой
Слайд 10
Эвфемизмы – нейтральные выражения, заменяющие грубое и непристойное. Они помогут
избежать конфликтов, неудач, установить отношения, проявить уважение.
Можно сказать «пудрить мозги»,
а можно – «вводить в заблуждение»;
вместо «жирный» - «полный»,
вместо «сдохнуть» - «умереть».
Слайд 11
Болезни языка:
-засилье жаргона;
-скудность, однообразие лексики;
-в разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина;
-очень
часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали
за образец, оставляет желать лучшего;
-иногда встречается неоправданное употребление иностранных слов.
Таким образом, речь засоряется и огрубляется.
Слайд 12
Причины этих болезней.
- Отсутствие запретов или хотя бы критики
со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность
в правильности словоупотребления;
- бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся часто пассивны на уроках и ведущая роль на уроке принадлежит учителю;
-в век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству.
Слайд 13
Давайте попробуем ответить на несколько вопросов:
- Что такое сквернословие?
- В
чем состоит опасность его распространения?
- Какие вы видите пути решение
проблемы сквернословия?
РЕФЛЕКСИЯ
Что нового узнали на уроке?
Над чем задумались?
Что поняли?