Слайд 1Урок русского языка
6 класс
Переходные и непереходные
глаголы
Слайд 2Не можешь-сумей,
не знаешь – узнай.
Девиз урока
Слайд 3Тропинка продолжа..т..ся –
Опять в траве теря..т..ся,
Опять в овраг спуска..т..ся,
Бежит через
мосток,
И в поле выбира..т..ся,
И в поле вдруг конча..т..ся –
В родник
большой влива..т..ся,
Как в реку ручеёк.
3л, ед.ч, 1 спр, н.в
Тропинка продолжается –
3л, ед.ч, 1 спр, н.в
Опять в траве теряется,
3л,ед.ч, 1 спр, н.в
Опять в овраг спускается,
Бежит через мосток,
3л, ед.ч, 1 спр, н.в
И в поле выбирается,
3л, ед.ч,1 спр, н.в
И в поле вдруг кончается –
3л, ед.ч, 1 спр, н.в
В родник большой вливается,
Как в реку ручеёк.
Вывод
Время – настоящее
Число – единственное
Лицо – 3 лицо
Спряжение – 1 спряжение
Возвратность- да
Переходность- ?
Слайд 6Грамматические признаки глагола
Слайд 7Грамматические признаки глагола
В
Р
Е
М
Я
Ч
И
С
Л
О
Л
И
Ц
О
Р
О
Д
В
И
Д
С
П
Р
Я
Ж
Е
Н
И
Е
В
О
З
В
Р
А
Т
Н
О
С
Т
Ь
П
Е
Р
Е
Х
О
Д
Н
О
С
Т
Ь
Слайд 8Найди глагол
Найди существительное, которым управляет глагол
Глагол возвратный или нет?
Да
Нет
Глагол непереходный
Алгоритм
Есть отрицание или нет?
Нет
Да
Определи падеж существительного
Если
Р.п.
В.п.
Другие падежи
Нет
предлога
Есть
предлога
Глагол переходный
Действие
охватывает
часть объекта
Глагол непереходный
Действие
охватывает
весь объект
Слайд 9
Переходные и
непереходные глаголы
Слайд 10Цели урока:
Познакомиться с понятием
«переходности-непереходности» глаголов;
2. Научиться различать переходные и непереходные
глаголы, правильно употреблять их в речи;
3. Совершенствовать свои знания в
определении грамматических признаков глагола.
План урока
Найдём в учебнике новый
грамматический признак глагола.
2) Устраним затруднение.
3) Составим алгоритм определения у глаголов нового признака.
4) Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.
Слайд 12
Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными.
Все
остальные глаголы являются непереходными.
Переходные глаголы имеют (или могут иметь)
при себе имя
существительное или местоимение в винительном падеже без
предлога:
брал (что?) книгу (в.п.), встречать (кого?) его (в.п.)
Особые случаи:
При переходных глаголах существительное или
местоимение может стоять и в родительном падеже:
1) при отрицании:
не купил (чего?) хлеба (р.п.),
не выпить (чего?) молока (р.п.);
2) при указании на часть предмета:
отрезал (чего?) сыру (р.п.), нарвать (чего?) цветов (р.п.)
Слайд 14 Запомни:
Все возвратные
глаголы-
непереходные
Самостоятельная работа с текстом.
Необычный стрелок
Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.
Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.
Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.
Я долго рассматривал это интересное растение.
Рефлексия
Сегодня я узнал…
Теперь я могу…
Было трудно…
Было интересно…
Итог урока
– Какая тема урока была?
– Какую цель
ставили?
– Достигли цели?
Назовите ключевые слова урока?
Что узнали нового на уроке?
Домашнее задание (по выбору)
выбрать
какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте
Упр.536, стр.113