Слайд 1СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ
Урок русского языка
9 класс
Слайд 2
Я люблю эти дни, в их безоблачной,
в их бирюзовой оправе,
Когда все так понятно в природе,
так ясно и тихо кругом,
Когда можно легко и спокойно
подумать о жизни, о смерти, о славе
И о многом другом еще можно
подумать, о многом другом.
Ю. Левитанский
Слайд 3
1. Вопрос:
какой?
2. Контактное слово (часть речи):
существительное
3. Средства связи:
союзные слова
который, какой, кто, что, где, куда, откуда.
4. Возможны указательные слова:
тот,
такой
5. Позиция по отношению к контактному слову
всегда постпозиция
6. Вид придаточного:
определительное
Слайд 4Схема предложения
[+- указ. слово +сущ.],(союзные слова который, какой, кто, что,
где, куда, откуда)
Слайд 5
1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы
улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым
грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)
Слайд 6
1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь.
(С.Есенин)
2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где
она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)
Слайд 7
1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
2. Дождь лил
как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.
(С.Т.Аксаков)
3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)
Слайд 8
1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо
мной… (Ю. Левитанский)
2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить
мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
Слайд 9
1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя.
(Станюк) (которая)
2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних
цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что)
3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)
Слайд 10
1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют
к классицистическим традициям.
2. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту,
которую она нам дарит.
3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
4. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.
Слайд 11
Урок, на котором мы изучали СПП с придаточным определительным, ……
Тема,
над которой мы работали, …..
Трудности, с которыми я столкнулся, связаны
с ….
Какими были предыдущие 3 предложения по строению?
Слайд 12
Домашнее задание:
параграф учебника /часть 1/,
запись в тетради,
на выбор:
упражнение из учебника или миниатюра из 5 СПП предложений с
придаточным определительным на тему: «Осень».