Разделы презентаций


Лексика. Повторение 9 класс

Содержание

… лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом для языка. А. А.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лексика Повторение в 9 классе Подготовка к ГИА
© Учитель Лебедева

Евгения Игоревна
МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа

Лексика  Повторение в 9 классе  Подготовка к ГИА© Учитель Лебедева Евгения ИгоревнаМКОУ Новлянская основная общеобразовательная

Слайд 2… лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет

языка, а является строительным материалом для языка.

А. А. Реформатский

Александр Александрович Реформатский (1900-1978) — российский лингвист, доктор филологических наук, профессор (с 1962), один из представителей Московской фонологической школы.
Автор классического учебника «Введение в языковедение».

… лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом для языка.

Слайд 3 1.Определите тему урока.

2.Что мы должны повторить по данной теме, готовясь

к ГИА?
Задание А2, В1
Сочинение на
лингвистическую тему
о лексических
явлениях
Изобразительные
средства,
основанные на
лексических


явлениях

… лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом для языка.
А. А. Реформатский

1.Определите тему урока.	2.Что мы должны повторить по данной 	теме, готовясь к ГИА?Задание А2, В1Сочинение на лингвистическую темуо

Слайд 4А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остановится»

(предложение 6).
1) придёт к заключению, остановит свой выбор на чём-либо
2)

прекратит что-нибудь делать
3) временно расположится, поселится по приезде
4) перестанет двигаться

(3)Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, папа сказал в трубку:(4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает... (6)Остановится прямо у нас.

Формулировка задания А2

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остановится» (предложение 6).1) придёт к заключению, остановит свой

Слайд 5Выполняя задание А2, ученик должен:
уметь анализировать текст,
владеть достаточным

словарным запасом, чтобы понимать лексическое значение слов и правильно их

употреблять в предложении

Лексическое значение слова -

объяснение слова, его толкование

Выполняя задание А2, ученик должен: уметь анализировать текст, владеть достаточным словарным запасом, чтобы понимать лексическое значение слов

Слайд 6А2
Выполните тест

А2Выполните  тест

Слайд 71
Тренинг А2
1

1Тренинг А21

Слайд 17Формулировка задания В1
В1. Замените просторечное слово «здорово» в предложении 52

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
СИНОНИМЫ -
это слова одной

и той же части речи, близкие по значению.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА -

это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться

Формулировка задания В1В1. Замените просторечное слово «здорово» в предложении 52 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.СИНОНИМЫ -

Слайд 18В1
Выполните тест

В1Выполните  тест

Слайд 19Тренинг В1
1
абсурд / бессмыслица

Тренинг В11абсурд / бессмыслица

Слайд 202
зазвенел

2зазвенел

Слайд 213
уплывает

3уплывает

Слайд 224
ест / жуёт

4ест / жуёт

Слайд 235
гулять

5гулять

Слайд 246
сутолока / суета / суматоха

6сутолока / суета / суматоха

Слайд 257
сказал / проворчал / пробормотал

7сказал / проворчал / пробормотал

Слайд 268
борясь / выступая

8борясь / выступая

Слайд 279
просить / выпрашивать

9просить / выпрашивать

Слайд 2810
грустное / плохое

10грустное / плохое

Слайд 29С2
Сочинение на лингвистическую тему

С2Сочинение на  лингвистическую  тему

Слайд 30С2
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного филолога А.А.Реформатского:


«… лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет

языка, а является строительным материалом для языка».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А.Реформатского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2	Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного филолога А.А.Реформатского: «… лексика, словарный состав языка сам по

Слайд 31С2
Подсказки при выборе лексических явлений
могут содержаться
в тестовых заданиях

А2, А3, В1

С2Подсказки при выборе лексических явлений могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3, В1

Слайд 32Теоретическое обоснование
Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса:
- многозначность,
- лексика с

точки зрения стилистической окраски,
- лексика с точки зрения активного и

пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.),
- лексика с точки зрения происхождения,
- лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы),
- синонимы, антонимы,
- фразеологизмы,
тропы (метафоры, эпитеты, олицетворение,
сравнение)
Теоретическое обоснованиеЯзыковые явления для теоретической интерпретации тезиса:- многозначность,- лексика с точки зрения стилистической окраски,- лексика с точки

Слайд 33Теоретическое обоснование
Характеристика лексических явлений

Теоретическое обоснованиеХарактеристика лексических явлений

Слайд 34Роль синонимов в тексте

Синонимы (в том числе контекстуальные) как средства

языковой выразительности позволяют:
- уточнять мысль и передавать ее различные смысловые

оттенки:
Но в почерневших холстах Пуссона я ничего для себя не нашел; пейзажи не показались мне такими выдуманными, вычурными, невероятными.
(И. Е. Репин); - выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему:
Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Л. Н. Толстой);
- обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию:
Ей каждый раз нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума. (А. П. Чехов);
- более глубоко раскрывать тот или иной образ:
Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е. Петров)
Роль синонимов в текстеСинонимы (в том числе контекстуальные) как средства языковой выразительности позволяют: - уточнять мысль и

Слайд 35Роль антонимов в тексте

Антонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют: -

уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее:
Богатство и бедность, старость

и молодость, красота и безобразие - это и было то, о чем (в колдовском разнообразии) говорится в сказках.
(М. И. Цветаева) - дать более полную характеристику какого-либо явления; - выразить авторскую оценку обозначаемого:
В результате свершилась резкая поляризация: с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры, с другой — ручеек литературы подлинно художественной. (Из газет)
- усилить передаваемое содержание:
То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть.
(Н. А. Некрасов)
Роль антонимов в текстеАнтонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют: - уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее:

Слайд 36Изобразительные средства,
основанные на лексических явлениях

Изобразительные  средства,основанные на  лексических  явлениях

Слайд 37Тропы
Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную

для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения

эпитет отличается художественной выразительностью и образностью.

Эпитет

ТропыЭпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

Слайд 38- уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):
Лес, точно

терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин);


- передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления:
И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим,
И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский);

эпитеты могут: - усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:
Меж скал блуждая, желтый луч В пещеру дикую прокрался И гладкий череп озарил... (М. Ю. Лермонтов);

- уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):	Лес, точно терем расписной, 	Лиловый, золотой, багряный, 	Веселой, пестрою

Слайд 39Тропы
Сравнение
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или

понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в

нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, как вечный метеор, Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)
ТропыСравнениеСравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры

Слайд 40Роль сравнений в тексте
Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте

с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких,

выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает; Как лебедь молодой, луна среди небес Скользит и свой двойник на влаге созерцает.  
(А. А. Фет)
Роль сравнений в текстеСравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности,

Слайд 41Тропы
Метафора
Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение,

которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов

или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.:

водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
ТропыМетафораМетафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе

Слайд 42Роль метафор в тексте
Метафора является одним их самых ярких и

сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафорическое значение слов

и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений

(«Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы!» (А. П. Чехов))
Роль метафор в текстеМетафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.

Слайд 43Тропы
Олицетворение
Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа

на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при

описании природы:
Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)
ТропыОлицетворениеОлицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще

Слайд 44Роль олицетворений в тексте
Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и

образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

Тропами потаенными,

глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими, Леса молчат — осенней ночи ждут. (И. А. Бунин)
Роль олицетворений в текстеОлицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и

Слайд 45Используемая литература
С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Успешная подготовка. Русский язык. 2012 г.- М.:

«Интеллект-Центр», 2012 .
Ю.Н.Гостева, И.П.Васильевых. Русский язык. ГИА 9 класс. Типовые

тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 .

3.Заставка первого слайда: http://by-anna.ucoz.ru/publ/nuzhnye_veshhi/shkolnyj_klipart/188-3-2

4.Картинки: http://by-anna.ucoz.ru/publ/nuzhnye_veshhi/knigi_bumaga/39

5.О Реформатском: http://genhis.philol.msu.ru/printer_169.html

Используемая литератураС.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Успешная подготовка. Русский язык. 2012 г.- М.: «Интеллект-Центр», 2012 .Ю.Н.Гостева, И.П.Васильевых. Русский язык. ГИА

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика