Слайд 1Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными.
Слайд 2Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.
Б. Житков
Слайд 3Словарная работа: вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.
Сложн…подч…нё…ое
предл…жение, главное и пр…даточное предл..жения, гра… атическая основа, опр…делительные, из…яснительные,
об…стоятельстве…ые пр…даточные, ук…зательные слова, подч…нительные с…юзы и с…юзные слова.
Слайд 4Проверим
СложнОподчИнённое предлОжение, главное и прИдаточное предлОжения, граММатическая основа, опрЕделительные, изЪяснительные,
обстОятельствеННые прИдаточные, укАзательные слова, подчИнительные сОюзы и сОюзные слова.
Слайд 7Выразительно прочитайте предложения. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им
схемы. Найдите четвертое лишнее.
Слайд 8В8 ГИА по русскому языку:
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение
с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения.
(1) Ольга Ивановна
тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)
Слайд 9Задача: выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими придаточными.
Для
решения задачи я должен:
проанализировать … ;
восстановить…
;
представить результат в виде … .
Слайд 10Задача: выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими придаточными.
Для
решения задачи я должен:
проанализировать предложения;
восстановить
теоретический материал;
представить результат в виде схемы.
Слайд 11При ПЕРВОМ СПОСОБЕ подчинения придаточные относятся к одному главному предложению,
отвечают на ____________ вопрос и являются _______________ по значению.
Такое подчинение
называется _______________.
Слайд 12При ПЕРВОМ СПОСОБЕ подчинения придаточные относятся к одному главному предложению,
отвечают на один вопрос и являются одинаковыми по значению.
Такое подчинение
называется однородным.
[ ], ( ), ( ).
Слайд 13При ВТОРОМ СПОСОБЕ подчинения придаточные относятся к одному главному, но
отвечают на _________ вопросы и являются ___________ по значению.
Такое подчинение
называется _____________________________.
Слайд 14При ВТОРОМ СПОСОБЕ подчинения придаточные относятся к одному главному, но
отвечают на разные вопросы и являются разными по значению.
Такое подчинение
называется неоднородным (параллельным).
( ), [ ], ( ).
Слайд 15При ТРЕТЬЕМ СПОСОБЕ подчинения первое придаточное относится к _________ предложению
и называется придаточным первой степени, второе придаточное относится к ______________________________
и называется придаточным второй степени и т.д..
Такое подчинение называется _____________________.
Слайд 16При ТРЕТЬЕМ СПОСОБЕ подчинения первое придаточное относится к главному предложению
и называется придаточным первой степени, второе придаточное относится к придаточному
первой степени и называется придаточным второй степени и т.д..
Такое подчинение называется последовательным.
[ ], ( ), ( ).
Слайд 17В8 ГИА по русскому языку:
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение
с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения.
(1) Ольга Ивановна
тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)
Слайд 18Прочитайте. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Определите
способы подчинения в СПП с несколькими придаточными.
Важнейший эмоциональный источник
любви к Родине это восхищение красотой земли где жили деды и прадеды где нам суждено прожить жизнь повторить себя в детях и уйти в землю родившую нас.
Но пусть эта кр..сота войдет в сердце вместе с мыслью о том что (н..)было (бы) (н..)цветущего сада (н..)
ласковой материнской песни если (бы) (н..)пролили свою кровь за свободу Родины тысячи героев.
Р..дная земля ст..нови(т, ть)ся бе..конечно дорогой когда радость бытия сл..вается с чу..вом долга перед людьми которые отст..яли кр..соту.
Слайд 19[Важнейший эмоциональный источник любви к Родине - это восхищение красотой
земли], где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить
жизнь, повторить себя в детях и уйти в землю, родившую нас.
Слайд 20[Важнейший эмоциональный источник любви к Родине - это восхищение красотой
земли], (где жили деды и прадеды), где нам суждено прожить
жизнь, повторить себя в детях и уйти в землю, родившую нас.
Слайд 21[Важнейший эмоциональный источник любви к Родине - это восхищение красотой
земли], (где жили деды и прадеды), (где нам суждено прожить
жизнь, повторить себя в детях и уйти в землю, родившую нас).
[ ], ( ), ( ).
Слайд 22Прочитайте. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Определите
способы подчинения в СПП с несколькими придаточными.
Но пусть эта
кр..сота войдет в сердце вместе с мыслью о том что (н..)было (бы) (н..)цветущего сада (н..) ласковой материнской песни если (бы) (н..)пролили свою кровь за свободу Родины тысячи героев.
Слайд 23Взаимопроверка
Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью
о том, что не было бы ни цветущего сада, ни
ласковой материнской песни, если бы не пролили свою кровь за свободу Родины тысячи героев.
[ ], ( ), ( ). Послед.
Слайд 24Прочитайте. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Определите
способы подчинения в СПП с несколькими придаточными.
Р..дная земля ст..нови(т,
ть)ся бе..конечно дорогой когда радость бытия сл..вается с чу..вом долга перед людьми которые отст..яли кр..соту.
Слайд 25Взаимопроверка
Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с
чувством долга перед людьми, которые отстояли красоту.
[ ],
( ), ( ). Послед.
Слайд 26Из трех простых составьте СПП с двумя
придаточными
1.Прогремел гром. Не следует
бояться молнии. Опасность её удара уже миновала.
(когда…,то…,потому что….)
2.Мы знаем скорость
распространения звука.
Вполне возможно определить .Далеко проходит гроза.(если…,как…).
Закончите последнее предложение.
3.Хотя я и устал, но к концу урока я доволен тем,что…..
Слайд 27Какое задание сегодня вам больше понравилось и почему?
На каком этапе
урока вы чувствовали себя уверенно?
Над чем вы чувствуете необходимость поработать
дополнительно?