Слайд 1Разгадаем загадки
Нарисует он картину
И раскрасит Буратино.
Он напишет объявление
И открытку-поздравление.
Рисовать плакаты
мастер –
Яркий, тоненький…
Слайд 2
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много
лет
Оставляет черный след…
Слайд 3
Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас
Слайд 4
Он звонит, звонит, звонит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
то встань, разойдись.
Слайд 5
На новый год ей каждый рад,
Хотя колюч ее наряд
Слайд 6
Прийти я вовремя не смог –
Давно уж начался урок.
Учитель
строгим сразу стал –
За что меня он наказал?
Слайд 7
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь …
Слайд 8
На носу сидели,
На мир глядели,
За уши держались
Слайд 9
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком
листе
Много разных новостей
Слайд 10
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как
паутинку, я тяну
Слайд 11
Если б не было его,
Не сказал бы ничего
Слайд 14Фразеологизмы - языковые самородки
Слайд 15Слова ФРАЗЕОЛОГИЯ и ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
восходят к двум словам др.-греч. яз.
phrasis (выражение, оборот речи, слово, понятие)
+ logos (учение)
Слайд 16Лингвистическая лаборатория
Составьте словосочетания с данными в скобках словами.
Есть ли
среди этих словосочетаний устойчивые?
(Голуби, петухи, куры) не клюют.
(Собака, кот, козел)
наплакал.
(Тертый, ржаной, черствый) калач.
Вывод. Фразеологизмы используются в речи в
неизменном виде.
Слайд 17
Признаки свободных словосочетаний и фразеологизмов
Любое из слов можно заменить
1. В их составе нельзя другими словами.
одно слово другим заменить.
2.Слова сохраняют свою смы- 2. Слова теряют свою смысло
словую самостоятельность. вую самостоятельность.
3. Создаются в процессе речи, не 3. Как и слова, используются
требуют запоминания. готовыми, запоминаются.
Слайд 18
Спишите предложения. Найдите в них фразеологизмы,
подчеркните их как члены
предложения.
1 вариант Если я, к примеру, плохо учился, то меня
всем
классом тянули за уши, добиваясь, чтобы я исправился.
2 вариант В трех верстах от станции стало накрапывать,
и через минуту проливной дождь вымочил меня до
последней нитки.
Вывод. Фразеологизмы являются одним членом
предложения.
Слайд 19Соедините фразеологизмы по их значению
1.Глаза на мокром месте
1.Наедине
2.С глазу на глаз
2.Показать с лучшей стороны
3.Не ударить в грязь лицом 3.Не к чему придраться
4.Ломать голову 4.Часто плачет
5.Комар носа не подточит 5.Думать над чем-то
Слайд 20Подберите синонимичные фразеологизмы
1.Хоть пруд пруди
1.Ни то ни сё
2.Как снег на голову
2.Куры не клюют
3.Ни рыба ни мясо 3.Приводить в бешенство
4.Рукой подать 4.Как гром среди ясного неба
5.Доводить до белого коленья 5.В двух шагах
Слайд 21
Подберите фразеологизмы-антонимы из правой колонки к фразеологизмам левой колонки.
1.Жить душа в душу
1. Спустя рукава
2.Пруд пруди 2. Рукой подать
3.За тридевять земель 3. Как кошка с собакой
4.Засучив рукава 4.С гулькин нос
Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы
Слайд 22
Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Ульяна проснулась
очень рано.
Вывод. Использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной.
Слайд 24
Раз –согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, повернуться,
Слайд 25
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Слайд 26
На четыре – руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь
– лень отбросим.
Слайд 27Выборочный диктант
золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова
разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с
толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство
Слайд 28Шутка-минутка
Исправьте ошибку, объясните значение
1) ждать у горя погоды;
2) мы сами
с ушами;
3) купить кита в мешке;
4) не ноги горшки обжигают;
5)
нашла коза на камень;
6) крутится как булка в колесе.
Слайд 29Напишите сочинение- миниатюру «На уроке»
используя фразеологизмы:
набрать воды в рот,
повесить нос,
бить баклуши,
держать язык за зубами,
хлопать ушами,
ловить ворон. (5-7 предложений).
Слайд 30
Домашнее задание
1) нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три
предложения (базовый уровень)
2) подготовить сообщение «История одного фразеологизма» (повышенный уровень)
Слайд 31
Оцени свою работу
В поте лица
Рука об руку
Через
пень колоду
Ни шатко ни валко
Засучив рукава
Тяп да ляп
Не покладая рук
Слайд 32
Молодцы, ребята!
Спасибо за работу!
Слайд 33Литература
1. Николенко Н.В. Лексикология и фразеология современного русского языка –
М.: Академия, 2010. - 144 с.
2. Федосов И.В., Лапицкий А.Н.
Фразеологический словарь русского языка – М.: ЮНВЕС, 2005. - 608 с.