Слайд 1Модуль № 5
«Служебные части речи»
Урок № 15
Закрепление. Практическая работа
Урок
русского языка в 7 классе
Слайд 2
Что относится к служебным частям речи?
Имеют ли они лексические значения?
Являются
ли они членами предложения?
Отвечают ли они на вопросы?
Какую функцию выполняют
предлоги?
Какие бывают предлоги?
Назовите непроизводные предлоги
Почему производные предлоги так называются?
От чего мы должны отличать производные предлоги?
Что такое союз?
Для чего они служат?
На какие группы делятся союзы?
К соединительным союзам относятся …?
К противительным союзам относятся …?
К разделительным союзам относятся …?
Чем отличаются подчинительные союзы от сочинительных?
Что такое частица?
Какие вы знаете частицы?
Какая частица образует формы наклонений глагола?
Какие частицы придают различные оттенки значения в предложении?
Слайд 3 Потому что, из-за, на, про, хотя, впереди,
Разве, ах, ли, не, от, если,
или, ни, хи-хи,
Ура, надо, вследствие, чтобы, сколько ни,
Ба, впоследствии, в продолжение, пусть,
Также, то же, ой, примерно, ку-ку.
Заполните таблицу:
Слайд 5Распредели в две колонки производные и непроизводные предлоги:
за, несмотря на, от, при, без, до, вследствие, ввиду, кроме,
в, для, у, вокруг, о, из-за, из-под.
Слайд 7Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
В течени… дня – в
течени…реки, в продолжени… часа – в продолжени… книги, в заключени…
доклада – в заключени… врачей, вследстви… неурожая – в следствии… по делу, (в) роде женском – птица (в) роде воробья
Слайд 8Проверка:
В течение дня – в течении реки, в
продолжение часа – в продолжении книги, в заключение доклада –
в заключении врачей, вследствие неурожая – в следствии по делу, в роде женском – птица вроде воробья
Слайд 9Распределительный диктант
Когда, чтобы, и, как, но, а, да, потому
что, также, если, раз, будто, тоже, или, либо, ни-ни, то-то,
словно, который.
Слайд 11Начертите 9 квадратов. Вам даны предложения. Если в предложении сочинительный
союз, тогда квадрат остается чистым, если же в предложении подчинительный
союз , тогда квадрат закрасьте.
Слайд 12Вам даны предложения. Если в предложении сочинительный союз, тогда квадрат
остается чистым, если же в предложении подчинительный союз , тогда
квадрат закрасьте.
1.Лес останется пустынным, когда облетит последний лист.
2. Зима пришла в свои владения, и наступили холода.
3. Прозвенел звонок, поэтому начался урок
4.Осенняя листва легла на землю ковром, а туман окутал сады.
5.Он встал пораньше, чтобы быть вовремя
6.Тонким ледком покрылась речка, и только редкая трава проглядывала сквозь этот ледок.
7. Если прилетели птицы, наступила весна
8.Загляни под кусток , а там чудесный грибок.
9. Когда темные хмурые тучи поплыли в пустынную даль,
потемнело осеннее небо.
Слайд 14 Найдите в данных предложениях частицы и выпишите их.
1.И мало ли у нас мохнатых здесь зверей:
олени, козы, серны, лани.2.Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется. 3. Пусть думает, до чего-нибудь додумается. 4. Нет, вижу - в пении ты совсем не искусен. 5. На небе ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака. 6. Давай-ка сядем, вспомним дни былые.7. Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли.8.Где-то совсем недалеко звучит флейта иволги.
Слайд 15 Проверка:
Ли, ни, не, пусть,
ка,
бы, то
Слайд 16Какими частями речи являются выделенные слова в предложениях? Докажите, ответив
на предложенные вопросы.
Петя спрятался за то(же) дерево. – Я за
вами на коне поскакал бы то(же).
Старший брат занимался хорошо, младший учился так(же). – мы ходили на экскурсию, в музей, а так (же) в театр.
Петя спрятался за то же дерево. – Я за вами на коне поскакал бы тоже.
Старший брат занимался хорошо, младший учился так же. – мы ходили
на экскурсию, в музей, а также в театр.
Слайд 17Бранил Гомера, Феокрита, за(то) читал Адама Смита. – Павлику еще
долго было стыдно за(то) происшествие.
Митька все думал, что(бы) хотела получить
мама в подарок. – Что(бы) научиться плавать, надо войти в воду.
Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита. – Павлику еще
долго было стыдно за то происшествие.
Митька все думал, что бы хотела получить мама в подарок. – Чтобы
научиться плавать, надо войти в воду.
Слайд 18Выполните тестовое задание
Проверка:
Б
А
В
В
Г
А
В
Б
А
В
Слайд 19Домашнее задание:
п. 45 – 64, ОС, составить текст на
тему «Весна», подчеркнуть все служебные части речи.