Слайд 1
21 января 2015 года
Урок развития речи
5 класс
Слайд 3 Именно здесь находится Государственная Третьяковская галерея, которая расположена
в одном из древнейших районов Москвы – в Замоскворечье. Собрание
Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству.
Слайд 4Датой основания галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков
приобрёл первые работы современных ему русских художников и решил создать
музей национального искусства.
В 1892 году П.М.Третьяков
передал свою коллекцию,
состоящую из 1287 картин, в дар Москве.
Слайд 5«Февральская лазурь»
И.Э. Грабарь
Стройна! Божественна! Печальна!
Как будто спит спокойным сном,
И
в красоте её венчальной
Сияют звёзды серебром!
Она манит! Чарует очи
В хрустальной
зимней тишине!
И хочется побыть мне очень
С берёзкой той – наедине.
Слайд 6
► Цели урока:
подготовимся
познакомимся
узнаем
научимся
повторим
Слайд 7► Цели урока:
подготовимся к написанию сочинения по картине;
познакомимся с творчеством
художника И.Э.Грабаря;
узнаем историю создания картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»;
научимся правильно и
последовательно описывать картину, используя средства лексики: синонимы, слова с переносным значением;
Повторим тип речи - описание, художественно-изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)
Слайд 8Сочинение по картине И.Э.Грабаря
«Февральская лазурь»
Слайд 9
Залы музея
1 зал – искусствоведческий;
2 зал
– литературный;
3 зал – лингвистический;
4 зал
– зал начинающих художников;
5 зал – творческий.
Слайд 10Словарик живописи
Картина – пейзаж, полотно, репродукция, произведение живописи.
Репродукция (лат.) -
воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.
Художник – живописец, пейзажист, автор
картины, мастер кисти, певец русской природы.
Художник – изобразил, написал, создал картину.
Слайд 11Пейзаж? Пейзажист?
Пейзаж – рисунок,
картина, изображающая
природу,
вид,
а также описание
природы в
литературном
произведении.
.
Пейзажист – художник,
специалист по пейзажум
Слайд 12Значение слов, входящих в тематическую группу «Пейзаж»
Пейзаж – это картина,
изображающая природу.
Передний план картины – обращенный вперед, находящийся впереди.
Задний план
картины – находящийся сзади (в противоположность переднему плану).
Настроение – внутреннее душевное состояние. У картины тоже есть настроение.
Свет и тень.
Слайд 13Игорь Эммануилович Грабарь
(1871-1960)-
выдающийся художник – пейзажист.
Слайд 14«Грачиные гнёзда»
«Зимний пейзаж»
«Берёзовая аллея»
«Иней»
«Февральская лазурь»
«Зимний солнечный день»
Слайд 15 Игорь
Эммануилович Грабарь
(1861 – 1960)
Слайд 17
Воспоминания И.Э Грабаря
"Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного
по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку
и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..."
Слайд 18А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года,
когда гостил у друзей в Подмосковье.
Слайд 19
«Февральская
лазурь»
(«Сказкой инея и восходящего
солнца» назвал И.Грабарь картину.)
Слайд 20ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЗАЛ
Таисия Медведева
Февральская Лазурь
Передо мною – яркий праздник
Природы, спящей
поутру,
Февраль – заснеженный проказник
Задумал яркую игру.
Художник в
небе перезвоны
Увидев, сказочность цветов
В лазури зимней, все каноны
Отвергнуть сразу был готов.
Убрал он все рефлексы света
На белом в солнечных лучах,
Насытив синим силу цвета,
Как свет от лампы при свечах.
Березы спят у края леса,
Густым прописаны мазком,
И в бусах ледяных принцессы
Склонились вновь под ветерком.
Чуть слышен в тихой зимней лени
Уснувших веток перезвон.
Лежат сапфировые тени,
Простор и снег со всех сторон.
В разливе солнечного света
Индиго маревая даль.
Приходит к нам с картины этой
Волшебной сказкою февраль.
Слайд 21Инна Радужная
Зимний сон берёз
Серебром покрыты
Тонкие берёзы,
Словно
поседели
И уснули в грёзах.
Словно наступила
В
их душе зима,
Инеем укрыла,
Снегом замела.
Вам, берёзы, грустно –
Птицы не щебечут ,
Неуютно, пусто,
Будто бы – навечно.
Может, это счастье,
Что мороз такой –
Заморозит раны,
Заморозит боль.
Заморозит слёзы
И тоску – печаль.
Тонкие берёзы,
Вас безумно жаль.
Потерпите малость,
Вам не век страдать,
До весны осталось
Зиму переждать.
Слайд 22
«Февральская
лазурь»
(«Сказкой инея и восходящего
солнца» назвал И.Грабарь картину.)
Слайд 23
«Настали чудесные ... … дни. Утром, как всегда, я
вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто
необычное. Казалось, она праздновала какой – то небывалый праздник … неба, … берёз, … веток и … теней на … снегу»
( Карточка № 1)
Слайд 24Образуйте прилагательные от данных существительных
Слайд 25Образуйте прилагательные от данных существительных
Слайд 27
Упражнение 348
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром,
как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В
природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой – то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу»
Слайд 28Беседа по картине:
Какое общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное?
Какие
чувства, желания рождает пейзаж?
Какой февральский день изобразил художник?
Рассмотрите небо: какого
оно цвета вверху и на горизонте?
Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?
Какова береза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушке березы?
Что можно сказать о других березках?
Что виднеется на горизонте?
Слайд 29Беседа по картине:
Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел
в природе?
Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?
Какое настроение вызывает
эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё?
Слайд 30«Слово – это лицо человека, и так же, как у
каждого листика на дереве есть свое выражение – так у
каждого человека есть свое собственное, единственно ему принадлежащее слово»
(М. Пришвин, 1948 г.)
Слайд 31
Работа в парах. Задания разноуровневые.
А.Написать 5-6 предложений, используя в описании
художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)
(Карточка № 2)
Б.
Продолжите предложения, используя словарный материал.
(Карточка № 3)
1 ряд - Какова береза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете ее ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушке березы? Что можно сказать о других березках?
2 ряд - Рассмотрите небо: есть ли на нем облака, какого они цвета вверху и на горизонте? Какое небо? Какие краски использует автор для описания неба? Какую роль оно играет в картине?
3 ряд - Какой снег на солнце и в тени? Какие краски использует автор для описания снега?
Слайд 32П.И. Чайковский «Времена года»
Пьеса П.И. Чайковского из цикла «Времена года»
«Февраль. Масленица».
Понравилась ли вам эта пьеса?
– Что представляли вы,
когда слушали эту музыку?
– Что общего между картиной Грабаря и музыкальной пьесой Чайковского?
Слайд 33 Почему картина названа «Февральская лазурь» ?
(«Лазоревый февраль», «Конец февраля»)
Слайд 36Что такое описание?
Описание – тип речи, с помощью которого можно
представить предмет, характеризуя его с разных сторон.
Слайд 37Составление примерного
плана сочинения
Вступление.
О чем можно написать во вступлении?
II. Основная
часть.
О чем напишем во второй части?
III. Заключение.
Что напишем в заключении?
Слайд 38Варианты плана
I. Вступление.
1.Художник И.Э. Грабарь – поэт русской зимы.
2.Первое впечатление
от картины «Февральская лазурь».
3.Какой февральский день изобразил художник?
II. Основная часть.
Что
изображено на картине:
а) стволы и ветви берез;
б) небо вверху и на горизонте;
в) снег на солнце и в тени;
г) горизонт.
III. Заключение.
Удалось ли И. Э. Грабарю передать красоту солнечного зимнего дня? Почему?
Моё отношение к картине.
I. Вступление. Несколько слов о мастере и истории создания пейзажа.
Настроение, которое создаёт эта картина.
II. Основная часть. Описать:
а) берёзовую рощу;
б) снег и тени;
в) небо, горизонт.
III. Заключение. Удалось ли живописцу справиться с поставленной задачей? (Цитата мастера о празднике природы). Чему учат нас полотна И.Э.Грабаря?
Слайд 39Сочинение-описание
Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря "Февральская лазурь". Всё
в ней просто и бесподобно. Изображён изумительный февральский день. Морозно
и солнечно. Благодатная стояла погода. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло-голубое, а в вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени.
На переднем плане изображена ветвистая красавица берёза. Её ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета. Другие берёзки обыкновенные, они менее величественные. По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета.
Художник передал на своём полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от неё голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины. В природе всё утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа "Февральская лазурь".
Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть всё своими глазами.
Слайд 40 сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь
я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я
попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
«Незаконченное предложение»