Слайд 1Презентация к модульному уроку по теме
«Односоставное предложение»
8 класс
МКОУ
Митрофановская сош
Кантемировского муниципального района
Зубко Л.Н. – учитель русского языка
и литературы
Слайд 2Интегрирующая цель:
определить уровень знаний по теме «Односоставные предложения»;
выработать умение определять
виды односоставных предложений;
выработать умение отличать предложения с однородными членами
от сложных предложений, в состав которых входят односоставные предложения.
Слайд 3Цель:
Определить уровень знаний учащихся по теме «Односоставные предложения»
Слайд 4Задание 1.
Хорошо в зимнем лесу!
Не плачь попусту.
Ещё не
успевшая остыть земля излучала тепло.
Морозное январское утро.
Тротуары заливают
асфальтом.
Пашню пашут – руками не машут.
Слайд 5Ключи:
Определённо-личное Не плачь попусту.
Неопределённо-личное Тротуары заливают асфальтом.
Обобщённо-личное Пашню пашут –
руками не машут.
Безличное Хорошо в зимнем лесу!
Назывное Морозное январское
утро.
Слайд 6Задание 2.
Практическая работа
Я помню время золотое.
Жалею потерянное время.
В окно
кто-то постучал.
В окно постучали.
Водой затопило котлован.
Вода затопила котлован.
Водой затопили котлован.
Есть
время подумать.
Нет времени на раздумья.
У меня нет ни одной свободной минуты.
Ни одна минута не проходила без дела.
Не теряйте ни минуты.
Некогда раздумывать.
У меня было время для размышлений.
У меня не было времени для размышлений.
Раннее утро.
Утро раннее.
Слайд 7Ключи
Жалею потерянное время.
В окно постучали.
Водой затопило котлован.
Водой затопили котлован.
Нет времени
на раздумья.
У меня нет ни одной свободной минуты.
Не теряйте ни
минуты.
Некогда раздумывать.
У меня не было времени для размышлений.
Раннее утро.
Слайд 8Задание 3.
Практическая работа
Принимайте гостей!
Ломали старый деревянный дом.
Бездонную бочку
водой не наполнишь.
Нельзя мне жить без друга.
Вопли чаек, плеск разбивающихся
волн.
Рисую солнечное утро.
От реки тянет свежестью.
Холодная весна. Холодный резкий ветер.
За опоздание будете наказаны.
От добра добра не ищут.
Слайд 9Задание 3.
Практическая работа
На небе зажгли лампу в пятьдесят свечей.
Всё
небо заволокло облаками.
Без волненья, без заботы не жди радости от
работы.
Что новенького в газетах пишут?
Чему смеётесь? Над собой смеётесь!
Пашню пашут – руками не машут.
Мне по ночам не спится.
Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.
На балконе соседней дачи зажгли свет.
Вот парадный подъезд.
Слайд 10Ключи
о/л1, 6, 9, 15
н/л2, 11, 14, 19
об/л3, 10, 13, 16
б/л4,
7, 12, 17
наз.5, 8, 18, 20
Слайд 11 Задание 4.
Практическая работа
Мне было жутко в холодном
и сыром лесу и я поспешил домой.
Вспыхнул костёр и все
стали сушиться.
Деревья шумят и колышут ветвями на ветру.
В окно постучали и я выглянул на улицу
Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому.
Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
Ребята вышли из леса и направились к дому.
Безветрие и всё небо залито краской.
Пароход причалил к пристани и мы сошли на берег.
Слайд 12Ключи
1. Было жутко, и я поспешил.
[ безличное ], и [двусоставное].
4. Постучали, и
я выглянул.
[ неопределённо-личное ], и [ двусоставное].
5. Молчаливы леса, и звенеть.
[ двусоставное ], и [ безличное ].
6. Смеркалось, и надо было возвращаться.
[ безличное ], и [ безличное].
8. Безветрие, и небо залито.
[ назывное ], и [двусоставное].
Слайд 13Задание 5. Итоговый тест.
1. Укажите неверное утверждение.
A) Односоставное предложение может быть
распространенным.
Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.
B) Назывные
предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.
Г) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.
Слайд 14Задание 5. Итоговый тест.
2. Укажите верное утверждение.
Односоставное предложение - это предложение,
в котором:
опущено подлежащее,
Б) опущено сказуемое,
нет второстепенных членов предложения,
Г) грамматическая
основа состоит из одного главного члена предложения.
Слайд 15Задание 5. Итоговый тест.
3. В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть
выражено:
A) существительным в именительном падеже
Б) глаголом в форме 1 -го или
2-го лица
B) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени
Г) глаголом-инфинитивом.
Слайд 16Задание 5. Итоговый тест.
4. Дайте характеристику предложения.
Радостно видеть дружные всходы.
A) двусоставное
Б)
односоставное безличное
B) определённо-личное
Г) неполное
Слайд 17Задание 5. Итоговый тест.
5. Найдите определённо-личное предложение.
Как чувствуешь себя?
Б) Умную
голову почитают смолоду.
Зима.
Г) Светает.
Слайд 18Задание 5. Итоговый тест.
6. Найдите неопределённо-личное предложение.
На бога надейся, а
сам не плошай.
Б) Цыплят по осени считают.
Мне грустно.
Г) Во дворе
строят детскую площадку.
Слайд 19Задание 5. Итоговый тест.
7. Найдите обобщённо-личное предложение.
Слушай меня внимательно.
Б) Какое
счастье!
По рогоже золотом не шьют.
Г) Хочется петь от радости!
Слайд 20Задание 5. Итоговый тест.
8. Найдите односоставное безличное предложение.
Вот и мама!
Б)
У соседа ума не займёшь.
А судьи кто?
Г) В саду темно.
Слайд 21Задание 5. Итоговый тест.
9. В этом безличном предложении сообщается о
состоянии природы.
Было душно. К придорожъю мёдом веяло с гречих.
Б)
Страшно, что сил не хватит выдержать до утра
Кому-то не спится в прекрасном далеке.
Г) С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.
Слайд 22Задание 5. Итоговый тест.
10. Найдите односоставное назывное предложение.
Дрожит как лист
на осине.
Б) Сильнее кошки зверя нет.
По росту одежду кроят.
Г) Какое
дивное утро!
Слайд 23Задание 5. Итоговый тест.
11. Это назывное предложение имеет указательное значение.
А)
Вот старый глухарь с облинялым крылом в
лесу завозился.
Б) Вот мельница. Она уже развалилась.
В) Вот капля дождя, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий дождик запрыгал.
Г) Вот и домик виден на горе высокой.
Слайд 24Задание 5. Итоговый тест.
12. В составе этого сложного предложения есть
односоставное безличное.
Хрустел под ногами снег, и в воздухе звенели колокольчики
Б)
Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
Г) Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём сатирика.
Слайд 26Задание 6. Развитие творческих способностей
Первое зимнее утро. Вся земля
укрыта белым пушистым покрывалом. (Г.Скребицкий)
Мороз. Хрустит под валенками снег. (Н.Островский)
Душная
ночь. Будет гроза… Вот и блеснуло бледно и тревожно. (М.Булгаков)
Слайд 27Подведение итогов урока
Как вы считаете, достигнуты ли вами цели
урока? Что вы узнали, повторили?
Как бы вы оценили результаты своей
работы на уроке?
Я всё понял, могу этот материал объяснить другому.
Я сам всё понял, но другому объяснить не берусь.
Для полного понимания мне нужно повторить тему.
Я ничего не понял.
Слайд 28Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками (подобрать свои примеры к
заданиям, в которых были допущены ошибки).
Повторить правила.
Выполнить работу
на карточке
Слайд 29Список использованной литературы
Бабайцева В.В. Русский язык. 8 класс:
рабочая тетрадь для школ и классов с углублённым изучением русского
языка – М.: Дрофа, 2012.
Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.
Разумовская М.М., С.И.Львова и др. Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2012.
Угроватова Т.Ю. Русский язык: 9 кл.: материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2013.