Слайд 1Презентацию подготовила
учитель русского языка
МОБУ СОШ № 24
имени С.И.Климакова
г.
Якутска
Кузнецова Инна Олеговна
Путешествие по загадочной стране
«Синтаксиса и пунктуации»
(5 класс)
Слайд 2Терминологическая разминка
Синтаксис изучает строение словосочетаний и ______________.
Слайд 3Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений.
Слайд 4Правильно расставлять знаки препинания учит ______________.
Слайд 5Правильно расставлять знаки препинания учит пунктуация.
Слайд 6Словосочетание – это два и более слов, связанных по _________
и _________.
Слайд 7Словосочетание – это два и более слов, связанных по смыслу
и грамматически.
Слайд 8________ и __________- главные члены предложения.
Дополнение, определение и обстоятельство –
это ________.
Слайд 9Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
Дополнение, определение и обстоятельство
– это второстепенные члены предложения.
Слайд 10В простом предложении_________ грамматическая основа.
В сложном предложении - _________,в отличие
от простого.
Слайд 11В простом предложении одна грамматическая основа.
В сложном предложении – две
и более грамматических основ.
Слайд 12Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, являющиеся одним
членом предложения и относящиеся к одному слову называются _______________.
Слайд 13Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, являющиеся одним
членом предложения и относящиеся к одному слову называются однородными членами
предложения.
Слайд 17О, но О.
О, О, О, О.
О и О, О и
О.
Слайд 18Цели
Обобщение знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация”.
Повторить теоретические сведения о
главных и второстепенных членах предложения, их признаках;
Закрепить умение составлять словосочетания
изученных видов; находить грамматическую основу и второстепенные члены предложения;
Безошибочно ставить запятую в изученных синтаксических конструкциях.
Развивать словарный запас, коммуникативные умения.
Слайд 19Обратимся к словарю
Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)
В
предложениях слова объединяются в словосочетания. Предложения образуются из слов и
словосочетаний.
Слайд 20Выпишите из предложения все возможные словосочетания.
Укажите главное и зависимое
слово, задайте вопрос.
Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.
Слайд 21Определите вид
словосочетаний
проводим (за чем?) за столом;
за столом (каким?) письменным;
проводим
(что?) минуты;
минуты (какие?) счастливые.
Слайд 22Распределите группы слов
я не сомневался
золотая роща
несут хлеб
встречались часто
на
тропинке
были в гостях
пошёл быстро
Слайд 23Проверь себя
Словосочетания
золотая роща
несут хлеб
встречались часто
были в гостях
пошёл быстро
Не являются
словосочетаниями
на
тропинке
я не сомневался
Слайд 24Восстановите строки
Зима, пора, недаром, Прошла, злится, её,
Весна, со
двора, гонит, И, стучится, в окно
всё, И, Зиму, засуетилось, нудит,
Всё, вон,
жаворонки, трезвон, в небе, Уж, подняли, И.
Слайд 25Докажите, что это предложения
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна
в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму
вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Ф. И. Тютчев
Слайд 26Состав предложения:
Грамматическая основа
Подлежащее Сказуемое
Односоставное
Двусоставное
Слайд 27Найди грамматическую основу
Вода в лесном ручье холодна и прозрачна.
В январский
день солнце светит, но не греет.
Птицы – наши друзья.
Отец с
сыном шли по дороге.
Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком.
Вечереет.
Зима.
Слайд 28Произведите разбор
Утром и вечером в тёмном хвойном лесу хлопочут проворные
белки.
Слайд 29Древнерусское письмо
Рассмотрите текст древнерусской рукописи.
Сделайте вывод об особенностях строения предложений
и текста в целом.
Слайд 31Слова не отделялись друг от друга.
Не было знаков препинания.
Слайд 33Обратимся к словарю
Пунктуация (от лат. рunctum – «точка») — раздел
науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и
правил их постановки.
Пунктограмма (от лат. «рunctum » — точка, греч. «грамма» — знак, буква).
Слайд 34Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?
Слайд 35По цели высказывания предложения бывают:
Повествовательные
Побудительные
Вопросительные
Слайд 36Определите по первым словам вид предложения по цели высказывания:
Каким будет
…
Идите собирать …
Зачем приехали …
Осень пришла …
Давайте поговорим …
Слайд 37Быль или небылица о том, как от запятой зависела жизнь
человека.
Слайд 39Что же значит запятая?!
Очень-очень странный вид
Речка под окном горит
Чей-то дом
хвостом виляет
Пёсик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в
очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет улетая
Вот что значит запятая!
Слайд 40Вот что значит запятая!
Очень-очень странный вид:
Речка
под окном, горит
Чей-то дом, хвостом виляет
Пёсик, из ружья стреляет
Мальчик, чуть не слопал мышку
Кот, в очках читает книжку
Старый дед, влетел в окно
Воробей, схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
« Вот что значит запятая!»
Слайд 41Расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений
Сила свет красота ночи стали
ослабевать.
Зимнее солнце светит но не греет.
Ветер
срывал с берёз мокрые и пахучие листья.
Блеснула молния и загремел гром.
Незнайка что ты тут написал?
Сказки любят читать все и взрослые и дети и старики.
Приплыла к нему рыбка, спросила Чего тебе надобно старче?
Слайд 42Подведем итоги:
О чём мы сегодня говорили?
Какой раздел языкознания изучает строение
предложений и словосочетаний?
В чем важность знаков препинания?
На какие виды делятся
знаки препинания?
Что мы знаем о предложении?
Какие бывают сложные предложения?
Слайд 43Домашнее задание:
Подготовиться к контрольной работе (в форме ГИА) по теме
«Синтаксис и пунктуация»
Слайд 44Источники
Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995
Влодавская Е.А. Дидактический материал
по русскому языку. 5 класс. – М.: «Экзамен», 2014
Егорова Н.В.
Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. –М.: ВАКО, 2013
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобр. учрежд. В 2ч. –Просвещение, 2012г.
Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие.- М.: Дрофа. 2004
Слайд 45Интернет – ресурсы:
http://img-fotki.yandex.ru/get/5302/svetlera.1a5/0_575f2_1aec6711_L.png
свеча
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/793/77793315_large_1107399.png
угловая виньетка с листьями
http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-28/12216/2377701.png
глобус
http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/66124276.3b/0_69b6d_c8e1d3f3_M.png
книги
http://poem.in.ua/media/images/pero-l.png
перо, чернильница
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
http://rudocs.exdat.com/docs/index-407500.html
http://rgv.ru/kaznit-nelzya-pomilovat.html