Слайд 1
Учитель МКОУ Нижнегнутовская СШ Пономарева Л.З.
Игровые технологии на уроках русского
языка
Слайд 2Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
«Составь текст и озвучь его»
Учащимся
предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении.
Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Слайд 3Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров,
щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред.
А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)
Вариант текста, составленного из предложенных слов.
Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:
- Ты чего звонишь?
- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.
Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.
Слайд 4«Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить
своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели,
щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
Слайд 5«В эфире - новости»
Данный тип заданий предполагает составление текста со
словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в
мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.
Слайд 6«Конкурс дикторов».
Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на
выделенный текст. «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения
поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.
Слайд 7Лексико-фразеологические игры
«Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в
карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял;
ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
Слайд 8«Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить
знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник
- собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
Слайд 9Акростих
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
Слайд 10Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
«Мягкая посадка»
При отработке
какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь
класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
Слайд 11«Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи,
смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
•
горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
Слайд 12Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка