Слайд 1УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема
« Вселенная в алфавитном порядке»
Дронова И.В.
Слайд 2Цели:
Учить детей определять понятия «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова»
; толковые словари; важность обогащения лексического запаса;
Формировать умения употреблять слова
в соответствии с их лексическим значением; воспитание потребности пользоваться толковым словарем;
Воспитывать любовь к родному языку , развивать культуру речи учащихся.
Слайд 3
К.Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал:
« Для всего, что существует
в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей,
цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»
Слайд 4К.Паустовский писал:
«Тот народ, который создал такой язык , - поистине
великий и счастливый народ»
Слайд 5Запись в тетрадях:
«Лексика – это словарный состав языка»
-Слово лексика происходит
от греческого лексис - слово, выражение, оборот.
Слайд 6Отрывок из повести К.Паустовского «Золотая роза»
Первое «лесное» слово, какое меня
совершенно заворожило, было глухомань… Я впервые услышал его от лесников.
С тех пор оно связано в моем представлении с дремучим, замшелым лесом, сырыми чащами, заваленными буреломами, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватым сумраком и тишиной.
А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшары, гари, живица, березняк, лесной кордон пустошь, просека, дубрава и много других простых слов, наполненных живописным содержанием.
Слайд 7Толковать- разъяснять, объяснять, выяснять значение или смысл слова.
Французский писатель А.Франс
писал:
«Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать,
словарь- это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»
Слайд 8
Слово имеет лексическое значение (изучает раздел языкознания -- лексика)
и грамматическое значение (изучает морфология)
Слайд 9Физкультминутка
Солнце яркими лучами
Щеки нам ласкает
К солнышку потянемся
С любым заданием справимся
Слайд 10Лексический диктант
Сильная снежная вьюга, метель, снежная буря …..
Безмоторный летательный аппарат
…
Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника…..
Аппарат для чистки от
пыли помещения или вещей…..
Требуется указать грамматическое значение угаданных слов.
Слайд 11Дидактическая игра «Закончи предложение»
Известный французский писатель А. Франс назвал словари
удивительным словом……
Это место, где ……
Я думаю, что словарная статья
– это….
В ней мы можем узнать следующую информацию…..
Основное значение слово….
Слайд 12
Отгадать загадки
В иголках бугорок мышку поволок.
Красна, сладка, душиста, растет низко,
к земле близко.
На стеблях белеют чашки, а в них нитка
да рубашка.
Что в загадке помогает узнать ответ?
Слайд 13Работа со «Школьным толковым словарем русского языка»
Найдите в «Школьном толковом
словаре» значение слова бережливый
Составьте и запишите предложение с этим словом.
Определите его грамматическое значение
Посмотрите, как словарь толкует слово бережный .Составьте с ним предложение
Выберите нужное слово, запишите полученное предложение. Объясните постановку тире в предложении.
(Бережное, бережливое отношение к русскому слову- это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык.
Слайд 14Беседа по вопросам
Делается вывод о важности понимания значения слова и
его правильного употребления
Выставляются результаты за работу на уроке
Домашнее задание