НЕ С ГЛАГОЛАМИ.
КГУ «Березовская средняя школа»
Русский язык, 5 класс.
Подготовил учитель русского языка
и литературы Кубжасарова К.С.
2014 г.
Слайд 2ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА.
Не ест, не пьет,
И сам завел такой обычай:
Когда уходит на добычу,
То
Муху он с собой берет,
А раз она сидит на Львином
Ухе, то можно нажужжать,
Что в голову взбредет!...
Слайд 3ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА.
Грамматическое значение – действие (глагол обозначает трудовую, речевую, умственную
деятельность, перемещение, передвижение предметов, называют состояние и то, что происходит
в природе).
Морфологические признаки – род, число, время, спряжение, лицо, наклонение, возвратность, вид.
Синтаксические признаки – сказуемое.
Слайд 4ИЗ ТЕКСТА ВЫПИШИТЕ ГЛАГОЛЫ И ОБОЗНАЧЬТЕ ИХ ПРИЗНАКИ.
В тот вечер
мальчик долго играл с ребятами, и мама забеспокоилась. Она пошла
на край леса и услышала издалека звон бубенчика. Туда мама и побежала. Наконец она нашла кучу веток, из-под которой шел звон.
Играл, забеспокоилась, пошла, услышала,
побежала, нашла, шел.
Слайд 5СПИШИТЕ ТЕКСТ. ЗАПОМНИТЕ:
КАК ПИШЕТСЯ НЕ С ГЛАГОЛАМИ?
Не выучил, не
делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
НЕ с
глаголом пиши раздельно .
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.
Слайд 6ОБЪЯСНИТЕ ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ. СОСТАВЬТЕ С НИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
(Не) теряю,
(не) сержусь,
(Не) болею, (не) здоровится,
(Не) можется, (не) годовать,
(Не)
домогает , (не) доумевать,
(Не) разговаривать, (не) житься.
ВЫВОД.
Слайд 7ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Отрицание не с глаголами (в личной
форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) пишется раздельно: не брать,
не был, не зная, не спеша.
Пишутся слитно с не глаголы, которые без не не употребляются: негодовать, недоумевать, несдобровать, невзвидеть света, невзлюбить падчерицу.
Глагол хватать в любом значении пишется раздельно с не: Щенок подрос и больше не хватает хозяина за брюки. В книге не хватает нескольких страниц.
Различается раздельное написаниене доставать в значении «не дотягиваться» и слитное написание недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным»: не достает рукой до форточки; в кассе недостает двух рублей, недостает терпения, только этого недоставало.
Различается раздельное написание не взирая и слитное написание невзирая. В первом случае налицо форма деепричастия от устарелого глагола взирать: критиковать не взирая на лица. Во втором случае - предложное сочетание невзирая на со значением «несмотря на», «вопреки чему-либо»: продолжать борьбу невзирая на потери, гулять невзирая на плохую погоду.
Слайд 8ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПРИСТАВКОЙ НЕДО.-
Пишутся слитно глаголы с составной
приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта
по значению часто антонимична приставке пере-: недосолить - пересолить, недооценить свои возможности - переоценить свои возможности).
Следует различать глаголы с приставкой недо-, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до-, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца: недосмотреть за ребенком (допустить упущение при надзоре) - не досмотреть спектакль до конца (не закончить смотреть); Безработные постоянно недоедали. — Дети часто не доедали за обедом свой суп.
Сравните также раздельное написание на основании общего правила: не добежать до финиша, не доводить до конца, не докончить письма, что-то не доделать, ни до чего не доспорились; Приводя эти факты, очевидец многого не досказал.
Слайд 9РАСКРОЙТЕ СКОБКИ, ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ , ПРИПОМНИТЕ ЕЩЁ ПОСЛОВИЦЫ С
ЧАСТИЦЕЙ НЕ.
1. Волков боя…ся – в лес (не) ходить.
2.Что
написано пером – (не) выруб…шь топором.
3.Ласковое слово самому ничего (не) сто…т,
а другому много дает.
Слайд 10
не поймаешь, не посеешь не соберешь,
неможется , нездоровится.
МИНУТКИ ТВОРЧЕСТВА.
СОСТАВЬ УСТНО СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ, ИСПОЛЬЗУЯ НЕ
С ГЛАГОЛАМИ
Слайд 11ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Прочитать и выучить параграф № 94
упр. № 994.
Ответить на
вопросы страница 287
Слайд 12ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА.
http://marischka.ucoz.ru
http://www.uchportal.ru
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений [3.К.
Сабитова, В.К.Павленко ]. – Алматы «Атамұра», 2005.
Опрос на уроках русского
языка. Кн. для учителя.
Русская словесность 5 класс [Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвакасова и др ]. – Алматы «Атамұра», 2005.