Слайд 1КОУ « Петропавловская специальная (коррекционная) школа-интернет VIII вида»
Обмен
опыта по теме:
«Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей
с ОВЗ»
учитель русского языка и литературы
Мачульская Анна Сергеевна
Слайд 2КОУ « Петропавловская специальная (коррекционная) школа-интернет VIIIвида»
Рабочая программа
по чтению
и развитию речи для учащихся 7-х классов
Автор-составитель:
учитель русского языка и
литературы
Мачульская Анна Сергеевна
Муромцево 2014
Слайд 3 Основной задачей специального (коррекционного) образовательного
учреждения VIII вида является воспитание грамотного человека, подготовка его к
участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности.
Слайд 4Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у умственно
отсталых детей к учебному предмету является дидактическая игра , которая
способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.
Слайд 5«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Слайд 6Цель работы- развитие познавательной активности детей с ОВЗ через дидактические
игры.
Задачи:
1. Раскрыть особенности дидактических игр;
2. Показать возможную методику организации
уроков с использованием дидактических игр;
3. Определить, какое место дидактические игры занимают в учебном процессе и являются ли средством развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.
Слайд 7 Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения
русскому языку, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания
выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки.
Слайд 8Что же такое дидактическая игра?
Дидактическая игра (игра
обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая
игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
Слайд 9 Дидактические игры позволяют:
- проводить уроки в нетрадиционной форме;
-развивать
коммуникативные навыки учащихся;
-обеспечивать свободный обмен мнениями;
-организовывать процесс обучения в форме
состязания;
-вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
-практически закреплять
полученные знания.
Слайд 10Методические указания к проведению дидактических игр и занимательных упражнений.
1.Игра должна
быть понятной, доступной, добровольной.
2.Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
3.Подбор учебного
материала должен соответствовать программе.
4Легкие и трудные игры
должны чередоваться.
5.Не следует проводить
игры, требующие большой
предварительной работы.
Слайд 11Виды дидактических игр.
1.Игры- упражнения ( они совершенствуют познавательные способности учащихся,
способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых
условиях.)
2. Игры-путешествия (эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала.
3. Игры-соревнования (учащиеся соревнуются, разделившись на команды)
Слайд 12Назначение дидактических игр:
· развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание,
памяти, наблюдательности, сообразительности)
· закрепление знаний, приобретённых на уроках.
Слайд 13Игра «Найди лишнее слово»
По теме « Одушевленные и неодушевленные
имена существительные.
Единственное и множественное число имен
существительных»
воробей холмы шофер овраг
корзина звезды машина
берег
котенок стволы повар ковер
собака корабли столяр рукав
лисенок гнездо строитель лодки
Слайд 14Игра “Плюс-минус” по теме «Местоимение»
Если соглашаются с ответом, ставится знак
“+”, если возражают - то “-”.
Примеры:
Местоимение-часть речи ?
Местоимение указывает на
предмет , но не называет его?
3.Местоимение 1 лица-он, она, оно,
они?
4.Местоимения единственного
числа- мы, вы, они?
Слайд 15Игра «Найди лишнее слово» Тема: «Склонение имен существительных»
Речь, весть, просека,
лесть
Тропинка, ручка, береза, рот
Василиса, Петербург, поезд, вокзал.
Отвага, капель, жалость, жимолость.
Кадетство,
путешествие, достояние, техника.
Народ, остров, копилка, ум.
Тепло, наследие, река, богатство.
Ягода, роща, огонь, бригада.
Слайд 16Игра - эстафета. «Чей ряд лучше?»
На доске записаны 2
столбика слов с безударными гласными для 2 команд: необходимо подчеркнуть
безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение.
п_ля - ……. стр_ла -…….
ст_рик -…… д_ма-……..
ст_лы -……. к_са-……….
с_ва - ……... р_са-……….
сл_ны - ….. м_ря-………
Каждый член команды должен подчеркнуть безударную гласную и
написать проверочное слово, поставить ударение.
Слайд 17Игра «Четвертый лишний» Тема: «Имя прилагательное»
Прочитайте слова в каждом столбике,
найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.
береза снежный старый
подберезовик снежинка старик
березовый снеговик старушка
березняк снег
старичок
Слайд 18Игра «Кто быстрее образует от заданных слов прилагательные с сочетанием
чк/чн?» по теме «Имя прилагательное»
мука
песок
яйцо
сказка
встреча
ночь
чулок
река
сливки
Слайд 19Игра «Кто бы нам узнать помог,
где приставка, где предлог?».
за) горой (за) водой
(по) бежал (по) дороге
(по) опушке (по) мчался тарелке
(из) учить (во) дворе
(об) судить (по) трепал
(с) ветки (с) прыгнул
Слайд 20Сборник коррекционно-развивающих заданий, упражнений, дидактических игр на уроках
письма и
развития речи
Имя прилагательное
Имя существительное
Слайд 21Вывод
Использование на уроках русского языка отдельных интерактивных технологий
и игровых заданий действительно повышают уровень познавательной деятельности и мотивации
учащихся, заинтересовывают их, что способствует желанию выполнять те или иные виды работ, а следовательно — усваивать учебный материал в сотрудничестве, сотворчестве, путем самостоятельной работы.