Слайд 2Материалы для подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
Сочинение −
один из самых сложных видов работы.
В каждом варианте КИМа будет
своя (отличающаяся от других) тема сочинения - цитата учёного-языковеда, писателя или философа.
Чтобы понять её смысл, попробуйте найти ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, - они подскажут, о чём писать в сочинении...
Слайд 3Структура сочинения-рассуждения
Слайд 4Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
1) раскрыть понимание содержания
приведённой в задании цитаты лингвистического характера;
2) убедить в
своей правоте с помощью подобранных из текста примеров-аргументов, указав их роль в тексте.
Слайд 5Композиция (план) сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Вступление: введение предложенной в задании
цитаты, выражение согласия с компетентным мнением учёного-лингвиста (писателя, поэта, филолога,
философа).
Основная часть:
1) теоретическое рассуждение, т.е. краткий комментарий к цитате (понимание смысла); (возможно сделать во вступлении);
2) доказательства (аргументы; языковой материал только из предложенного текста):
а) пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление, его роль в тексте;
б) пример 2 и его роль в тексте.
III. Заключение (вывод). Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Помните, что задания С1 (изложение) и С2 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому необходимо писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.
Слайд 7Примерный алгоритм написания сочинения-рассуждения С2, речевые клише
Вступление
Прочитав предложенный текст,
я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста ( филолога,
писателя, философа) (имя, фамилия автора), который писал: "..." (выпишите цитату из задания).
Известный лингвист (<или> филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (<или> пишет, замечает): "..." (выпишите цитату из задания).
Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что "..." (вводится цитата).
Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что "..." (вводится цитата).
Я (полностью) согласен с...
Не могу не согласиться с...
Я разделяю точку зрения...
Я поддерживаю мнение...
Используйте
глаголы: (Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что...;
вводные слова: по мнению..., по словам...
Слайд 8II. Основная часть
Переход к рассуждению. Связать вступление
с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
Попробуем
разобраться в смысле этих слов...
Я согласен с этим высказыванием...
Как можно понять это высказывание?
Попробуем объяснить данное утверждение...
Это высказывание я понимаю так: ...
Что имел в виду писатель (учёный)?
О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания?
Как понять смысл этих слов?
Мне предстоит поразмышлять над этими словами.
Задумаемся: что стоит за этими словами?
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: ... (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения).
Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям...
Мне кажется, что здесь речь идёт о...
Я считаю, что...
Я понимаю эти строки так: ...
Я думаю, что...
Речь идёт о том, что...
Слайд 9Введение примеров
Попробую доказать справедливость своего суждения...
Моё рассуждение легко
подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).
Чтобы подтвердить сказанное,
обратимся к предложению ... текста.
Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения... текста.
Пример этого языкового явления можно найти в предложении...
Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения ...
В подтверждение приведу пример из предложения ... текста.
Рассмотрим предложение ...
Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения ... текста.
Предложение ... подтверждает мысль о том, что...
Используйте для введения примеров вводные слова: во-первых..., во-вторых...
Во-первых, автор пишет в предложениях ... - ... "..." (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения ... - ... также доказывают, что...
Помните: вводные слова на письме выделяются запятыми!
Слайд 10III. Заключение.
Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога,
писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.
Можно сделать вывод о том,
что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что...
Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).
Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д."