Слайд 1Причины трудностей письма и чтения у младших школьников
И их преодоление
Слайд 2Организация мозговой деятельности (А.Р. Лурия)
Второй блок – блок приема,
переработки и
хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из
внешней среды) информации.
Включает основные анализаторы:
слух, зрение, осязание)
Отвечает за быстроту, качество восприятия и запоминания информации, а значит за процесс формирования навыков.
Поддается нейропсихологической и логопедической коррекции
Слайд 3Функциональный
состав письма (2 блок)
Переработка слухо-речевой информации - фонемное распознавание,
опознание лексем, слухо-речевая память
Переработка кинестетической информации - дифференциация артикулем; кинестетический анализ
графических движений
Слайд 4Функциональный
состав письма (2 блок)
Переработка зрительной информации - актуализация зрительных образов
букв и слов
Переработка полимодальной информации - ориентация элементов буквы, буквы, строки
в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов
Слайд 5Причины трудностей при письме
2. Дети с трудностями в
психомоторной сфере
несформированность зрительно-двигательных координации
недостаточный уровень дифференцированности
мышечных усилий руки
недостатки в развитии микромоторики
Слайд 6Виды ошибок при письме у детей с трудностями в психомоторной
сфере
нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр):
высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже строки;
отсутствие связных движений при письме, "печатание" букв: затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр;
сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;
Слайд 7Виды ошибок при письме у детей с трудностями в психомоторной
сфере
слишком большое напряжение руки при письме (сильный нажим) или наоборот
слабость мышечного напряжения руки (слабый нажим): неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно "надавливать" на ручку или карандаш;
плохой, небрежный почерк;
очень медленный темп письма.
Слайд 9Что может делать педагог?
Направление к психологу на диагностику
Рекомендации родителям о
посещении нейропсихолога и дефектолога (создание индивидуальной коррекционной работы)
Помощь ученику в
индивидуальном или групповом порядке: предлагать выполнять задание на развитие моторики
Слайд 10Возможные задания
1. Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности.
2.
Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки.
3. Рисование кругов, овала
и других фигур.
4. Выполнение гимнастических упражнений.
6. Выполнение упражнений на прием мяча на коротком расстоянии.
7. Выполнение гимнастики пальцев рук.
8. Нанизывание бусинок на длинную нитку.
9. Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.
Слайд 11Возможные задания
Графический диктант (умение выполнять
последовательные указания взрослого, вычленять
и
самостоятельно воспроизводить заданный графический
ритм).
На листе бумаги в клетку
ученик рисует под диктовку
учителя узор, проводя линии требуемой длины и заданного
направления (направо, налево, вверх, вниз). Затем ученик
продолжает узор самостоятельно.
Пример: "Поставь карандаш на самую верхнюю точку.
Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо,
одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна
клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна
клетка вниз. Дальше до конца строки продолжай самостоятельно"
Слайд 12Возможные задания
11. Змейка
На стандартном листе бумаги представлен рисунок
извилистой дорожки
шириной 5 мм.
Ученику предлагается как можно быстрее провести
карандашом
линию по этой дорожке, не касаясь ее
стенок и не пересекая их.
Качество выполненной работы оценивается по
числу касаний и времени выполнения задания.
Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое
касание начисляется 1 балл.
Слайд 13Список литературы
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая
программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). М. 2006;
Локалова Н.П.
Как помочь слабоуспевающему школьнику. М. 2011;
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Питер 2009;
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М. 2006;
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников// под ред. Ахутиной Т.В., Иншаковой О.Б.М. 2008.