Слайд 2
Риторика (греч. rhetorike – «ораторское искусство») – научная дисциплина,
изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного
текста.
Слайд 3
Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и
писать.
М. В. Ломоносов
Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Можно обучать, как пользоваться сим божественным даром; можно обучать позвольте мне сие выражение, каким образом сии драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать от их коры, умножать отделкой их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой.
М. М. Сперанский
Слайд 4
Ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной
степени - это деятельность, овладеть которой можно, если даже у
человека нет для этого особых данных.
На протяжении веков на первый план выдвигались разные стороны ораторского искусства:
Во времена греческой античности одной из ведущих была формула "риторика - искусство убеждать".
В теории римского красноречия определение: риторика - это "искусство говорить хорошо".
Во времена Средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: риторика - это искусство украшения речи.
Слайд 5
Термин ораторское искусство античного происхождения. Его
синонимы - риторика и красноречие.
Первый трактат по
риторике принадлежал Кораксу, оратору и адвокату.Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного.
Слайд 6 Значительно расширил область риторики Аристотель .Он считал, что
риторика она охватывает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в
таком смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности.
Слайд 7 В начале 17 в. обучение риторическому искусству
в России происходит с помощью освоения "образцовых" текстов (Священное Писание,
богослужебные тексты) и подражания ораторам и писателям. Обучение в основном ведется на латинском языке, хотя существуют и опыты перевода риторик на русский язык.
В конце 17 — начале 18 в. Россия переживает своеобразный "риторический" бум: создаются новые риторики: Яна (Андрея) Белобоцкого, 1690(?); Михаила Усачева, 1699; Софрония Лихуда, 1698(?); Козьмы, 1710; "Риторическая рука" Стефана Яворского, 1705; Георгия Даниловского 1720.
Первым печатным учебником Р. стало "Краткое руководство к красноречию" М. В. Ломоносова.
Слайд 8Риторика опирается на следующие
науки:
философия,
логика,
психология,
педагогика,
этика,
эстетика,
литературоведение,
лингвистика.
Специалистов разного профиля интересуют различные аспекты красноречия.
Лингвисты разрабатывают теорию культуры речи, дают рекомендации, как говорить правильно.
Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения.
Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление.
Слайд 9 В науке традиционно различают общую и частную
риторику. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения
хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации; частная – рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека.
Слайд 10
Духовная (церковно-богословская)
Слово (проповедь),
официальная церковная.
Род речи (определения)
Вид речи (примеры)
Лекция вузовская (школьная),
научный
доклад, обзор, сообщение,
научно-популярная лекция.
Академическая
Судебная
Прокурорская (обвинительная),
адвокатская (защитительная).
Социально-политическая
Доклад, парламентская, митинговая,
военно-патриотическая, дипломатическая,
агитаторская, политическое
обозрение.
Социально-бытовая
Юбилейная, приветственная,
застольная (тост), поминальная,
речь на приеме.
Слайд 11Части риторической разработки речи
Части (каноны) риторической разработки речи были определены еще
в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не
претерпел. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):
1) нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio);
2) расположение, или композиция, материала (dispositio);
3) словесное выражение, или дикция (elocutio);
4) память, запоминание (memoria);
5) исполнение, произнесение (actio).
Слайд 12Риторические навыки и умения
К ним относится навыки:
отбор литературы;
изучение
литературы;
составление плана;
написание текста речи;
самообладание перед слушателями;
ориентация
во времени.
Слайд 13Требования к ораторской речи
Нормативность
Точность
Уместность
Логичность
Богатство речи
Образность
Выразительность
Эмоциональность
Чистота
Слайд 14Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и
не больше, чем нужно.
Ф. Ларошфуко
Помните!
Красноречие есть искусство покорять умы.
Платон
Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.
Клавдий
Слайд 15Решетняк Л.А., МБОУ СОШ № 3
г. Костомукша Республика Карелия