Слайд 1
Знаки препинания
при прямой речи
Учитель русского языка
МБОУ «СОШ №22
Рыжова
Юлия Ивановна
Слайд 2Прямая речь
Знаки препинания
в предложениях
с прямой речью
Слайд 3Прямая речь –
это слова какого-либо лица, передаваемые
без изменения
Слайд 4В предложениях с прямой речью различают слова автора и собственно
Слайд 5Прямая речь может стоять до и после слов автора
А, а
«П»
слова прямая
автора речь
,,П”, - а.
А: ,,П”.
Слайд 6Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной
(большой) буквы
Слайд 7Расстановка знаков препинания
в предложениях с прямой речью зависит от
того,
в каком порядке идут прямая речь и слова автора
Слайд 8Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит после слов
автора:
А: ,,П”.
А: ,,П!”
А: ,,П?”
Слайд 9Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит перед словами
автора:
,,П”, - а.
,,П!” – а.
,,П?” – а.
Слайд 10Проверяю себя
Схематический диктант
«П!» - а.
«П», - а.
А: «П».
«П?» - а.
Слайд 13Тренажер
Расставьте пропущенные знаки препинания
Все это верно согласился
строитель
А как вы думаете обратился председатель к залу
Вот
бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец
Слайд 14
Проверь себя
«Все это верно,»- согласился строитель.
«А как вы думаете?»-
обратился председатель к залу.
«Вот бы мне покататься на таком
корабле!»- мечтательно воскликнул юнец.
Слайд 15Из двух предложений постройте одно с прямой речью
Пишут птицы и
зверушки. Сделай нам кормушки!
Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой
птице. Рассуждала девочка.
Слайд 16Дополните предложения прямой речью
Мальчик весело крикнул: «__!».
«__»,
- сказал учитель.
Слайд 17Составьте и запишите предложения по схемам
«П!» - а.
А: «П?»
Слайд 191) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой
допущена ошибка в постановке знаков препинания.
1.“П”,- а.
3. “П!” - а.
2. А – “П?” 4. А: “П”.
Слайд 202) Какое предложение соответствует схеме?
“П”, - а.
1. Старший молвил Что
за диво!
2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.
3.
Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.
4. Ну, трогай! громко скомандовал вожак.
Слайд 213) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
1.Попугай кивнул головой, засмеялся и
сказал: “ Хорошо!”
2.“Спасибо тебе” : сказал доктор.
3.“Звери, собирайтесь!” - крикнул
он.
4.“Что там случилось?” - спросил Крокодил.
Слайд 22
4) Расставьте знаки препинания при прямой речи.
Составьте схемы данных
предложений.
1. Куда же вы спросил Андрей _________________
2. Держись за лодку
успел крикнуть мальчик. ____________
3. Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне
экзаменатор.__________
4. В известной песне поется
С чего начинается Родина _________
Слайд 23Проверка:
1) 2
2) 2,3
3) 4
4) «Куда же вы?» – спросил
Андрей. «П?»-а.
«Держитесь за лодку», -успел крикнуть мальчик. «П», - а.
«Расскажи,
что ты знаешь о звуке?», - мягко обратился ко мне экзаменатор. «П?» – а.
В известной песне поется: «С чего начинается Родина». А: «П».
Слайд 24
Оценка рассчитывается по формуле: (1+2+3+4+5+6+7) :7 = средний балл
Слайд 25Домашнее задание
подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;
упражнение 502.