Слайд 2Прямая речь
Знаки препинания
в предложениях
с прямой речью
Слайд 3Прямая речь –
это слова какого-либо лица, передаваемые
без изменения
Слайд 4В предложениях с прямой речью различают слова автора и собственно
Слайд 5Прямая речь может стоять до и после слов автора
А, а
«П»
слова прямая
автора речь
,,П”, - а.
А: ,,П”.
Слайд 6Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной
(большой) буквы
Слайд 7Расстановка знаков препинания
в предложениях с прямой речью зависит от
того,
в каком порядке идут прямая речь и слова автора
Слайд 8Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит после слов
автора:
А: ,,П”.
А: ,,П!”
А: ,,П?”
Слайд 9Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит перед словами
автора:
,,П”, - а.
,,П!” – а.
,,П?” – а.
Слайд 10На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию. Главная ее
задача – по-разному обозначить слова автора и чужую речь. Постановка
знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей.
Слайд 11Проверяю себя
Схематический диктант
«П!» - а.
«П», - а.
А: «П».
«П?» - а.
Слайд 12Тренажер
Расставьте пропущенные знаки препинания
Все это верно согласился
строитель
А как вы думаете обратился председатель к залу
Вот
бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец
Слайд 13Расставьте пропущенные знаки препинания.
1 Максим Горький говорил Хорошая книга
– праздник
2 А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки
3 Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина
Слайд 14Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным
схемам.
А: «П». А: «П?»
«П», - а. «П?» - а. «П!» - а.
1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь
2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.
3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.
4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.
5. Лисичка сказала Я тебя съем
Слайд 15Проверяю себя
А: «П».
А:
«П?» «П», - а. «П?» - а. «П!» - а.
5 1 2 3 4
1. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?»
2. «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик»,- советовала старая утка.
3. «Неужели река замерзнет?» - думала Серая Шейка.
4. «Ах, как ты меня напугала, глупая!» - проговорил заяц.
5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
Слайд 16Составьте предложения на тему «Зима и птицы»
Слайд 17Из двух предложений постройте одно с прямой речью
Пишут птицы и
зверушки. Сделай нам кормушки!
Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой
птице. Рассуждала девочка.
Слайд 18Дополните предложения прямой речью
Мальчик весело крикнул: «__!».
«__»,
- сказал учитель.
Слайд 19Составьте и запишите предложения по схемам
«П!» - а.
А: «П?»
Слайд 21Работа с текстом
Определите основную мысль текста
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды»,- проговорила вторая. «Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчелке без цветка», - щебетала четвертая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», - промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья», - прошептала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
(По В.Сухомлинскому)
Слайд 23Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа
Слайд 24Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли),использует для
этого глаголы речи-мысли.
В словах автора может характеризоваться речь.
Слайд 25 Прямая речь
А – слова автора
П–прямая речь,
(обычно есть слова т.е. слова какого-либо
речи, мысли) лица, переданные
без изменения
Знаки препинания при прямой речи
А: ,,П”. ,,П”, - а.
А: ,,П!” ,,П!” – а.
А: ,,П?” ,,П?” – а.
Слова речи, мысли
спросить, сказать, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, обратиться, говорить, писать, учить, желать, завещать, объяснить, возразить, прошептать, интересоваться, предложить и т.п.
Слайд 26В предложениях поставьте знаки препинания. В местах пропусков впишите глаголы
«говорения» и обстоятельства, отвечающие на вопрос как?
1. Буратино ______________
_____________ Как посадить золотые в землю
2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.
3. Идемте скорее, ключик подходит ______________ ______________ всех Буратино.
Слайд 27Домашнее задание
подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;
сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;
упражнение
241.