Слайд 2Публицистический стиль
повторить сведения о стилях речи; познакомиться с публицистическим стилем,
его чертами и языковыми средствами:
отбирать материал для собственного текста публицистического
характера.
Слайд 3В. Солоухин:
«Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и
наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода
принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи»
Слайд 4Стили речи:
разговорный
художественный
научный
официально-деловой
Публицистический
Слайд 5Разговорный стиль РС
1-1
Неофициальная обстановка (н\о
общение
Слайд 6Художественный стиль РС
1 – много
о\о (официальная обстановка)
воздействие
Слайд 7Научный стиль РС
1 – много
о\о (официальная обстановка)
сообщение(+ объявление)
Слайд 8Деловой стиль РС
1 – много
о\о (официальная обстановка)
сообщение (+ инструкция)
Слайд 9Публицистический стиль: РС
1-много
о\о (официальная обстановка)
воздействие
Слайд 10Значение слова
Публицистика ( от лат. публикус – общественный) – вид
литературы, в котором освещаются актуальные темы.
Слайд 11Сфера употребления публицистического стиля:
общественно-политическая сфера жизни (о\о).
он используется в
газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях, на
собраниях и митингах.
Слайд 12Функции публицистического стиля
Часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности,
умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти
в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится.
Если же мы подойдем к этому вопросу сознательно, то мы сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.
Слайд 13Вред или польза?
Здесь, однако, кроется некая опасность. Человек , хорошо
владеющий словом, приемами риторики, способный зажечь своей речью людей, может
обратить свой талант к добру.
Если же человек обладает подобными способностями, но лишен нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда – выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа.
Слайд 14Роль публицистических произведений
усиливается в наиболее острые для страны, переломные
моменты истории- Великая Отечественная война, перестройка.
Слайд 15Кто пользуется ?
Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам,
юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не
хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.
Слайд 16Жанры публицистического стиля
Газетная статья. Журнальная статья. Очерк. Репортаж. Фельетон. Ораторская
речь. Судебная речь. Выступление на радио, телевидении. Доклад. Рекламный текст
(слоган).
Слайд 17Жанры публицистического стиля
Газетная статья. Журнальная статья. Очерк. Репортаж. Фельетон. Ораторская
речь. Судебная речь. Выступление на радио, телевидении. Доклад. Рекламный текст
(слоган).
Слайд 18Общие стилевые черты
Актуальность. Своевременность. Оперативность. Образность. Экспрессивность. Эмоциональность. Оценочность.
Четкость. Логичность. Простота. Доступность. Конкретность. Лаконичность.
Четко выраженное авторское отношение
к проблеме.
Слайд 19Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно
значимых понятий: свобода, демократия, родина, патриотизм, прогресс, экология, культура; использование
экспрессивно-оценочных слов и выражений.
Общие стилевые черты
Слайд 20Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику,
использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды
однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.
Общие стилевые черты
Слайд 21Задание
О чем говорится в тексте? Какие общественные явления вызывают
тревогу у автора?
Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную
чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп.
Слайд 22Пусть через триста лет, как после татаро-монгольского ига, но возродится
и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от
океана до океана. Будет!
Но народ, ее населявший? Что станет с ним?
Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему. Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию
Только Слово.
(продолжение текста)
Слайд 23Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали
на подвиг. «Он слово знает!» – говорили про удачливого.
«В начале
было Слово, – сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».
Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно.
(продолжение текста)
Слайд 24(продолжение текста)
Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом
словаре живого великорусского языка», составленном В.И.Далем, содержится 200 тысяч слов.
У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае – пятьсот, но, скорее всего, меньше.
М.Ганина
Слайд 25Подведение итогов
Обратите внимание на высказывание В.Солоухина.
«Нельзя к
цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга
на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры».
Слайд 26Домашнее задание (на выбор)
Подготовьте публицистическую статью в раздел криминальной
хроники.
Слайд 27Например.
Криминальная хроника. В деревне NN проживала гражданка Коза со своими
семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде
не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи. Придя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска.
Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.