Слайд 1урок русского языка в 11 классе
учитель русского языка и литературы
Новоджерелиевской
МОУ СОШ №13
Громова Светлана Валентиновна
Тема: «Публицистический стиль речи, его
особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.»
Слайд 2
Цель:
1. Обобщить знания об особенностях публицистического стиля.
2.
Познакомить с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля, закрепить навыки правописания.
3. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с используемыми в текстах разных стилей речи средствами художественной выразительности.
Слайд 3Словарная работа
Акт..визировать, вд..хновлять, бл..год..рить, д..структивный, ко(л,лл)едж, справ..дливый,просл..влять, цел..устремлённый, че(?)ствовать,
чу(?)ства, чу..кий, экстр..мизм, в..друзить, ко(м,мм) юнике, собств..нность, ц..вилизация, кр..миногенный, ко(р,рр)умпированный,
журнали(?)ское ра(с,сс)ледование, публ..цистика.
Слайд 4Проверь себя
Активизировать, вдохновлять, благодарить, деструктивный, колледж, справедливый,прославлять, целеустремлённый, чествовать,
чувства, чуткий, экстремизм, водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, криминогенный, коррумпированный,
журналистское расследование, публицистика.
Слайд 5Запомни
Деструктивный - ведущий к разрушению чего-либо, неплодотворный
Криминогенный -чреватый преступлениями
Коммюнике -официальное сообщение по
вопросам международного характера Публицистика – литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни
Слайд 6Стили речи
Разговорный
Книжные :
1)художественный;
2)официально-деловой;
3)научный;
5)публицистический.
Слайд 8- риторические вопросы и восклицания
- повторы, синтаксический параллелизм
- присоединительные конструкции, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения
-
вводные слова и предложения
- причастные и деепричастные обороты
- сложные синтаксические конструкции
- распространённые обращения
Слайд 9статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная
речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад)
Слайд 10Работа с отрывком из текста С.Залыгина «Читая Гоголя..»
- Что
представляет собой текст?
литературно-критическую статью
- Какова цель автора?
обратить наше внимание на
одну из особенностей художественного мира Гоголя
-А что же за особенность гоголевской прозы вызвало появление статьи?
отсутствие понятия счастья в его творчестве
-Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения
публицистический стиль, потому что:
Слайд 11
Во-первых, это литературно-критическая статья, т.е один из жанров этого стиля;
Во-вторых,
писатель использует риторические вопросы, неполные предложения для того, чтобы заставить
читателя задуматься, правильно ли он осмысливает литературные произведения, а это одна из целей стиля;
В-третьих, композиция статьи характерна для публицистического стиля: первый абзац – тезис , дальше – доводы (один из которых представляет собой сопоставление определения счастья в творчестве известных русских писателей Пушкина, Достоевского, Толстого, Короленко, Чехова и неопределённость этого понятия у Гоголя; и в последнем абзаце – вывод: публицист называет Гоголя гением и причисляет его к священному ордену прорицателей. Т.е композиция представляет собой рассуждение, что тоже характерно для публицистического стиля.
Слайд 12
В заключении вы увидели, что Залыгин называет писателя гением, прорицателем.
Справедливо ли это?
Да. Ведь он подчеркивает своё глубокое
уважение к Гоголю.
- Какова же авторская позиция? Нашёл ли он причины отсутствия понятия счастья в гоголевской прозе?
- Нет. Он только высказал свои предположения по этому поводу. Залыгин не навязывает свою точку зрения, а убеждает читателя в необходимости внимательного чтения произведений Гоголя.
Слайд 13Практическая работа
А) Прочитайте фрагмент рецензии на текст С.Залыгина
Стремясь
заставить задуматься читателя о том, правильно ли он осмысливает литературные
произведения, писатель использует -----,------,------,------.
------ «ради человека, ради человечества и его судеб» подчёркивает роль творчества Н.В.Гоголя в русской классической литературе, а ------- придаёт тексту динамизм и выразительность.
Б) Определите, о каких из перечисленных языковых средств идёт речь в данном отрывке
1. Эпитеты
2. Сравнения
3. Метафоры
4. Риторические вопросы
5. Неполные односоставные предложения
6. Синтаксический параллелизм
7. Авторские знаки
8. Вопросно-ответная форма
9. Градация
Слайд 14 Подведение итогов
1. Назовите признаки публицистического стиля.
2. Расскажите, что общего у публицистического и художественного стилей.
3. Как использовать особенности публицистического стиля в комментариях к проблеме и к позиции автора?
Слайд 15КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ
1.Вступление
А) Начать с размышления по
поводу прочитанного
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему…(Знаете ли вы,
что..; Зачем…? Скажите, …)
Б)Проблема( глобальная (войны и мира); жизненно важная (экологии); нравственная (понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития); философская (роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, т.е , на которыми можно бесконечно рассуждать)
В центре внимания автора..проблема… ( автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы…), касается следующих вопросов…, особо останавливается ( на чём?).
Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, описывает , отмечает важность….
2.Комментарий
а) Содержание 1-2 предложениями
3 Вырази своё отношение к проблемам.
Я согласен с позицией автора….., потому что…(аргумент + пример)
С автором нельзя не согласиться в том, что
4.Вывод
Слайд 16ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
Я думаю (считаю, полагаю, мне кажется, по-моему).
Я согласен с
автором.
Позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление, точка зрения
автора оригинальна, своеобразна
Манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова
Точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и т.д.
Словарь синонимов
Понравиться- глубоко взволновать, произвести большое впечатление.
Запомниться-привлечь внимание, запечатлеться в памяти, запасть в душу.
Интересный-увлекательный,занимательный,любопытный.
Описывать-обрисовывать,очерчивать.
Изображать-показывать,рассказывать о , знакомить с ,вводить в…
Автор-поэт, писатель,прозаик,художник слова.
Слайд 17Домашнее задание
Используя материал урока, составьте рассуждение по данному тексту.
Выразите свое
отношение к проблеме, поднятой автором.
Аргументируйте свое мнение, опираясь на читательский
опыт.