Слайд 1Работа с текстом
Подготовка к сочинению-рассуждению (15.2)
Слайд 2«Умная шпаргалка»
«Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил,
а не для того, чтобы он видел, как неразумно он
живет» (В. Белинский).
Разум, интеллект должен помочь человеку поступать в соответствии с нравственными нормами.
Многие люди знают, что поступают плохо.
Многие люди не стараются изменить положение дел.
Люди разумные не всегда должным образом могут контролировать свое поведение и деятельность.
4, но 1, поэтому 2, и 3
2, но 3, а 1, поэтому 4
4, хотя 2, но 3, поэтому 1
Слайд 3«Умная шпаргалка»
«Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил,
а не для того, чтобы он видел, как неразумно он
живет» (В. Белинский).
Разум, интеллект должен помочь человеку поступать в соответствии с нравственными нормами.
Многие люди знают, что поступают плохо.
Многие люди не стараются изменить положение дел.
Люди разумные не всегда должным образом могут контролировать свое поведение и деятельность.
4, но 1, поэтому 2, и 3
2, но 3, а 1, поэтому 4
4, хотя 2, но 3, поэтому 1
Слайд 4 Люди разумные не всегда должным образом могут
контролировать свое поведение и деятельность. Хотя многие люди знают, что
поступают плохо, но не стараются изменить положение дел. Поэтому разум, интеллект должен помочь человеку поступать в соответствии с нравственными нормами.
Слайд 6«Умная шпаргалка»
«Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на
поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине,
и не всякий может отыскать ее.»
(И. В. Гете)
Ошибки довольно часто встречаются в нашей жизни.
Ошибка не прячется в глубине.
Поиски истины - дело тяжелое.
Истина никогда не лежит на поверхности.
Ошибку легко не заметить.
1, но 5, так как 2, а 3, потому что 4
1, и 5, но 2, поэтому 3, так как 4
4 , а 1, и 2, поэтому 3, а 5
Слайд 7«Умная шпаргалка»
«Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на
поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине,
и не всякий может отыскать ее.»
(И. В. Гете)
Ошибки довольно часто встречаются в нашей жизни.
Ошибка не прячется в глубине.
Поиски истины - дело тяжелое.
Истина никогда не лежит на поверхности.
Ошибку легко не заметить.
1, но 5, так как 2, а 3, потому что 4
1, и 5, но 2, поэтому 3, так как 4
4 , а 1, и 2, поэтому 3, а 5
Слайд 8«Умная шпаргалка»
«Я все больше утверждаюсь в мысли о том, что
наше счастье зависит куда более от того, как мы встречаем
события нашей жизни, чем от природы самих событий.»
(А. Гумбольдт)
В правильном отношении к внешним событиям заложено счастье человека.
Необходимо по-разному относиться к одним и тем же событиям.
В некоторых ситуациях проливной дождь - это благо, а когда-то он становится причиной стихийного бедствия.
Надо уметь правильно оценивать обстоятельства нашей жизни.
2, потому что 4, и 1, а 3
2, ведь 3, поэтому 4, так как 1
3, и 4, хотя 1, и 2
Слайд 9«Умная шпаргалка»
«Я все больше утверждаюсь в мысли о том, что
наше счастье зависит куда более от того, как мы встречаем
события нашей жизни, чем от природы самих событий.»
(А. Гумбольдт)
В правильном отношении к внешним событиям заложено счастье человека.
Необходимо по-разному относиться к одним и тем же событиям.
В некоторых ситуациях проливной дождь - это благо, а когда-то он становится причиной стихийного бедствия.
Надо уметь правильно оценивать обстоятельства нашей жизни.
2, потому что 4, и 1, а 3
2, ведь 3, поэтому 4, так как 1
3, и 4, хотя 1, и 2
Анатолий Игнатьевич Приставкин
современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;
трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;
А. Приставкин вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода»; «… голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти»;
трудовая деятельность с мальчишеских лет;
служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;
автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка».
Слайд 11 В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление?
(8)— Мальчик, здесь
на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и
тебя с сестренкой.
(9) Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались.
(10) Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь.
(11) Но рядом была моя сестричка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
Слайд 12 В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление?
(8)— Мальчик, здесь
на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и
тебя с сестренкой.
(9) Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались.
(10) Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь.
(11) Но рядом была моя сестричка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
Слайд 13 В каком предложении средством выразительности речи
является ЭПИТЕТ?
(7)Он на фронте, фашистов бьет.
(30)В морозный день, когда подушки,
которыми затыкали окна, покрылись пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок.
(31 )Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев.
(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы.
Слайд 14 В каком предложении средством выразительности речи
является ЭПИТЕТ?
(7)Он на фронте, фашистов бьет.
(30)В морозный день, когда подушки,
которыми затыкали окна, покрылись пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок.
(31 )Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев.
(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы.
Слайд 22Темы
Война (Фронт, отец бьёт фашистов)
Слайд 23Темы
Война (Фронт, отец бьёт фашистов)
Родной дом
Слайд 24Темы
Война (Фронт, отец бьёт фашистов)
Родной дом (Далеко; болезнь мамы; папа
на фронте; неплохая – хорошая – замечательная – не может
принять)
Слайд 25Темы
Война (Фронт, отец бьёт фашистов)
Родной дом (Далеко; болезнь мамы; папа
на фронте; неплохая – хорошая – замечательная – не может
принять)
Детский дом
Слайд 26Темы
Война (Фронт, отец бьёт фашистов)
Родной дом (Далеко; болезнь мамы; папа
на фронте; неплохая – хорошая – замечательная – не может
принять)
Детский дом (Холодная спальня, морозный день, подушки в инее, мерзли кончики пальцев)
Слайд 28
Почему рассказ назван «Фотографии»?
Слайд 29ПОДСКАЗКА
Фактический уровень (Что делают дети?)
Подтекстовый уровень (Зачем они это делают?)
Философский
уровень (Что дают им эти фотографии? Зачем они нужны?)
Слайд 30Проблемы текста
1. Проблема мужества мальчика, сумевшего пережить горе и поддержать
в сестренке веру в людей
2. Проблема сиротства во время
Великой Отечественной войны
3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество
Слайд 32
Финал (данная фраза) текста
помогает нам понять, что…
Эта мысль подтверждается
(обобщенный
комментарий)
Об этом же нам говорит и то,
что…
(обобщенный комментарий)
Так, в
предложении…
И предложение… служит
тому подтверждением
Таким образом, текст помогает нам
понять, что…
Слайд 33Схема сочинения на тему, связанную с анализом текста
Финал (данная фраза)
текста
помогает нам понять, что…
Эта мысль подтверждается
(обобщенный комментарий)
Об этом же
нам говорит и то,
что…
(обобщенный комментарий)
Так, в предложении…
И предложение… служит
тому подтверждением
Таким образом, текст помогает нам
понять, что…
Слайд 35
Эта фраза, последняя в диалоге
брат и сестры. А сам
диалог делает
читателя непосредственным
свидетелем происходящего,
позволяет увидеть скрытую информацию.
Слайд 36
Эта фраза, последняя в диалоге
брат и сестры. А сам
диалог делает
читателя непосредственным
свидетелем происходящего,
позволяет увидеть скрытую информацию.
О
ситуации, в которой оказались
дети, и о чувствах, которые
испытывает мальчик,
можно узнать из первого диалога.
Слайд 37
Эта фраза, последняя в диалоге
брат и сестры. А сам
диалог делает
читателя непосредственным
свидетелем происходящего,
позволяет увидеть скрытую информацию.
О
ситуации, в которой оказались
дети, и о чувствах, которые
испытывает мальчик,
можно узнать из первого диалога.
Диалог (в предложениях 3-14)
позволяет понять одиночество
детей, желание мальчика сделать
все, чтобы сестренка
не забыла родных и не чувствовала
себя одинокой.
Слайд 38
Эта фраза, последняя в диалоге
брат и сестры. А сам
диалог делает
читателя непосредственным
свидетелем происходящего,
позволяет увидеть скрытую информацию.
О
ситуации, в которой оказались
дети, и о чувствах, которые
испытывает мальчик,
можно узнать из первого диалога.
Мальчик вызывает глубочайшую
симпатию отношением к
маленькой сестренке,
и умением психологически
точно уберечь её
от страшных новостей.
Диалог (в предложениях 3-14)
позволяет понять одиночество
детей, желание мальчика сделать
все, чтобы сестренка
не забыла родных и не чувствовала
себя одинокой.
Слайд 39
Эта фраза, последняя в диалоге
брат и сестры. А сам
диалог делает
читателя непосредственным
свидетелем происходящего,
позволяет увидеть скрытую информацию.
О
ситуации, в которой оказались
дети, и о чувствах, которые
испытывает мальчик,
можно узнать из первого диалога.
Мальчик вызывает глубочайшую
симпатию отношением к
маленькой сестренке,
и умением психологически
точно уберечь её
от страшных новостей.
Диалог (в предложениях 3-14)
позволяет понять одиночество
детей, желание мальчика сделать
все, чтобы сестренка
не забыла родных и не чувствовала
себя одинокой.
В диалоге (в предложениях 21-28)
видно стремление рассказчика
отвлечь внимание Людочки
от умершей матери, переключить
её внимание на отца и тетю.
Слайд 40
Эта фраза, последняя в диалоге
брат и сестры. А сам
диалог делает
читателя непосредственным
свидетелем происходящего,
позволяет увидеть скрытую информацию.
О
ситуации, в которой оказались
дети, и о чувствах, которые
испытывает мальчик,
можно узнать из первого диалога.
Мальчик вызывает глубочайшую
симпатию отношением к
маленькой сестренке,
и умением психологически
точно уберечь её
от страшных новостей.
Диалог (в предложениях 3-14)
позволяет понять одиночество
детей, желание мальчика сделать
все, чтобы сестренка
не забыла родных и не чувствовала
себя одинокой.
В диалоге (в предложениях 21-28)
видно стремление рассказчика
отвлечь внимание Людочки
от умершей матери, переключить
её внимание на отца и тетю.
Таким образом, заключительная фраза
позволяет понять характер, рассказчика и
тонкости взаимоотношений между детьми.
Слайд 41Вступление
Тема … всегда волновала человечество. О том, как
… рассказывает нам …
… – известный российский писатель – создал
много замечательных произведений, в которых рассказывал о ...
Слайд 42Заключение
Прочитанный текст помог задуматься о том, как ...
Произведение …
напоминает нам, что ...