Слайд 1Различение наречий и омонимичных частей речи.
Слайд 2Впервые – в первые
сначала – с начала
- Как правильно?
Слайд 3В первые дни – впервые увидел
с начала урока – сначала
подумай
Слайд 4На силу не надейся, когда требуется ум.
Мы насилу добрались до
места назначения.
Слайд 5На (свою, физическую) силу не надейся, когда требуется ум.
Мы насилу
(= еле-еле) добрались до места назначения.
Слайд 6(В)дали мелькнул парус. –
(В)дали голубой виднелись
горы.
2. Влево, бесконечно далеко, (в)глубь, расстилались засеянные поля. –
Кочевники складывали кибитки и бежали (в)глубь степей.
3. (Во)время отпуска он много путешествовал, хорошо отдохнул и (во)время возвратился домой
Слайд 71. Вдали мелькнул парус. –
В дали голубой
виднелись горы.
2. Влево, бесконечно далеко, вглубь, расстилались засеянные поля. –
Кочевники складывали кибитки и бежали в глубь степей.
3. Во время отпуска он много путешествовал, хорошо отдохнул и вовремя возвратился домой
Слайд 8Где живет совесть?
Как-то
на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было
призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».
М.Е. Салтыков-Щедрин
- Все ли слова в тексте понятны?
- Как бы вы назвали эту миниатюру?
Слайд 9(Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.)
- Авторское
«Где живет Совесть?» - это и есть основная мысль: по
его мнению, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые ее утрачивают.
Вы можете с этим согласиться? Почему?
- Почему слово «Совесть» написано с большой буквы?
Слайд 10- Обратите внимание на обилие наречий. Назовите их.
Найдите среди
них те, которые имеют омонимы других частей речи. Выпишите их.
Слайд 11Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда
было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей
поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».
Слайд 12Вовремя
Напоказ
Сначала
По-новому
По-моему
Докажите, что эти слова написаны правильно, что они являются наречиями.
Слайд 13вовремя уйти –
выставить напоказ –
сначала напиши –
по-новому
жить –
будет по-моему –
во время отпуска
на показ мод
с
начала отпуска
по новому шоссе
по моему мнению
Слайд 14Сделайте вывод о том, как можно отличить наречие от омонимичных
форм.
Слайд 16Вставить пропущенные слова
Солнце палило _______.
___________мочь пели песни.
Море __________было спокойно.
_____________пути
идти было легче.
_________эта деталь?
___________ ты грустна?
От чего, отчего, по-прежнему, вовсю,
по прежнему, во всю
Слайд 17Вставить пропущенные слова
Солнце палило вовсю.
Во всю мочь пели песни.
Море по-прежнему
было спокойно.
По прежнему пути идти было легче.
От чего эта
деталь?
Отчего ты грустна?
Слайд 18Домашнее задание:
стр. 111,
упражнение № 250