Слайд 1Северо-Казахстанская область
район М.Жумабаева
Красно-Казахстанская неполная средняя школа
Развитие функциональной грамотности учащихся через
критическое мышление
Рысова Жанар Нугербековна
Учитель русского языка и литературы
Слайд 2С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не
нуждался в знанье.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится
к знанью человек.
Рудаки
Слайд 3Содержание
1. Вступление.
2. Формирование функциональной грамотности через критическое мышление
3.
Приемы технологии критического мышления
4. Система работы по формированию функциональной грамотности.
Приложение.
Презентация.
Раздаточный материал.
Литература.
Слайд 4Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Национального плана действий по
развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы»
25 июня 2012 год
1. Цель и задачи Национального плана
2. Анализ текущей ситуации по развитию функциональной
грамотности школьников
3. Механизмы развития функциональной грамотности школьников
Обновление стандартов образования,учебных программ и планов
Обновление форм, методов и технологий обучения
Развитие системы оценки результатов обучения школьников
Обеспечение активного участия родителей в образовании и
воспитании детей
Развитие дополнительного образования
4. Ожидаемые результаты от реализации Национального плана
5. Необходимые финансовые ресурсы
6. План мероприятий по созданию условий для развития
функциональной грамотности школьников
Слайд 5 «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»
Послание народу Казахстана
от 27 января 2012 года
Поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.
Н. А. Назарбаев
Слайд 6Критичекое мышление –это….
Критическое мышление – это позитивная и продуктивная,
а не антисоциальная деятельность. Когда мы мыслим критически, мы начинаем
понимать разнообразие ценностей, стилей поведения, социальных структур и художественных воплощений мира. Это процесс, а не результат.
( Brookfield, 1987)
Слайд 7Критическое мышление – разумное, рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того,
во что верить и что делать.
Джуди А. Браус, Дэвид Вуд
Слайд 8Критическое мышление – это процесс оценки или категоризации в терминах
ранее приобретенных базовых знаний … оно включает в себя установку
плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления.
Б. Рассел
Слайд 9Д. Клустер выделяет пять пунктов в определении, что такое критическое мышление.
1. Критическое мышление — мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического
мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
Слайд 10Примеры применения ТКМ в развитии
функциональной грамотности учащихся
«Инвентаризация» - составление списка известной информации. Учащиеся записывают
(обычно на стадии вызова индивидуально илипосле обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
Слайд 11Фишбон «Рыбий скелет» Выявление фактов и причин. Рассматривание проблемной ситуации.
Выбор решения. Метод эффективен при изучении басни И.А.Крылова «Волк и
ягненок», рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», грузинской сказки «Заработанный рубль» стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»
Слайд 12Ключевые слова Учитель произносит ключевые слова –
учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое
содержание текста и т.д.)
Слайд 13«Тонкие» и «толстые» вопросы
Толстые вопросы:
Объясните, почему...?
Почему
Вы думаете ...?
В чем различие ...?
Предположите,
что будет, если... ?
Тонкие вопросы:
Кто ? Что ?
Когда ? Где?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли …?
Слайд 14Таблица ЗХУ
5. Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал».
Слайд 15Урок русского языка 6 класс. Заполнение таблицы ЗХУ
Слайд 16Прием « ИНСЕРТ»
Прием « ИНСЕРТ» - маркировка текста значками и
чтение
" V " - уже знал
" +
" - новое
" - " - думаю иначе, не согласен
" ? " - не понял, есть вопросы
Слайд 17Зигзаг –групповая работа с текстом
Слайд 18«Бортовой журнал»
· Стадия вызова: учащиеся,
обсудив в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» –
«Что мы знаем по данной теме».
· Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация».
· Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы.
· Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы
Слайд 19Кластер ( «грозди»)
фольклор
поговорки
песни
загадки
потешки
считалки
Искусство слова
сказки
былины
пословицы
народ
Слайд 20Синквейн
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной
форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на
основе полученных знаний.
Имя существительное-1слово
Имя прилагательное -2 слова
Глагола – 3 слова
Предложение из 4 слов
Подбор синонима
Перевод на казахский язык
Слайд 22Р А Ф Т
Р А Ф Т - Идея в том,
что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е.
пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
· Р – роль, от чьего лица составляется текст
· А- аудитория кому адресован текст
· Ф- форма
· Т – тема
Рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы
Слайд 24Дневник двойной записи
Рассказ В Путилиной «Вишнёвая ветка»
Слайд 25Эффективность использования технологии критического мышления
Слайд 26Работа с тексом.Чтение по ролям.
Слайд 27Тема урока: Сложное предложение
8 класс
Работа в группе
Слайд 31Эффективность использования технологии критического мышления
Позволяющий четко организовать учебный процесс
Технологичность
КМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации,
Формирует самостоятельность мышления;
Развивает
коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе;
В технологии КМ заложен прием взаимообучения.
Развивает различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный
Развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.
Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов
Слайд 32Система работы по формированию функциональной грамотности.
Составляющие работы по обучению
функциональной грамотности:
Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения
в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).
Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
- развитие устной и письменной речи:
- развитие орфоэпических навыков;
- работа по обогащению словарного запаса;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
- развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
- развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
Слайд 33 Формирование функциональной грамотности на уроке — условие развития компетентностей учащихся.
Критическое мышление —
навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать
для чего он учится, что и для чего он делает.
Слайд 34Использованная литература
Литература
1 Жанпеисова У.А. «Русская речь»: методическое руководство для 7
класса Алматы «Атамура» 2012.
2..Бадамбаева Г.А. Тюлебаева М.А. «Русская речь»:
методическое руководство для 8 класса. Алматы «Мектеп» 2012 г.
3.Жанпеисова У.А. Кожакеева Ш.Т. «Русская речь»: методическое руководство для 5 класса Алматы «Атамура» 2010 г.
4.Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832 Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы
5..Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»
6. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. — СПб: Альянс «Дельта», 2003.
7. Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил. С- Уолтер. Пособие 2. — М. Изд-во ИОО, 1997.
8.Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни Составитель - Рудик Г.А., профессор, доктор педагогических наук